30. Образование и педагогические взгляды в Средние века
Воспитание и образование в период раннего Средневековья Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы. В рамках эпохи Средних веков в исторической науке обычно выделяют три периода: V–X вв. – раннее Средневековье; XI–XII вв. – развитое, или Высокое, Средневековье; XIV–XVI вв. – позднее Средневековье, или эпоха Возрождения. Деятели Средних веков отрицали античную культуру как греховную языческую, отвергая при этом и античный идеал всесторонне развитой личности. Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания церковной догматики, усвоение которой требовалось людям, желавшим принять крещение, и служителям церкви в борьбе с еретиками и язычниками. Со временем образование и воспитание монополизировались церковью, сформировавшей новый тип школы – христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как «школу Христа», в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога. В самом начале эпохи Средних веков появляются школы для обучения тех, кто желал стать членом христианской общины и познать основы религии. Школы катехуменов(оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали. Со временем в содержание образования в этих школах было включено чтение катехизиса, и школы стали называться катехизическими. Постепенно эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. Позднее на базе этих учебных заведений образовались кафедральные, или соборные, школы. В начале VII в. в Ирландии и Британии открываются первые монастырские (церковные) школы, организация обучения и содержание образования в которых формируются благодаря идеям христианского философа поздней Античности Августина Аврелия Блаженного (354–430). По Августину, в основе содержания образования лежит знание, заключенное в Библии. При определении образовательного минимума христианина Августин ставил «словесные» науки и историю на первое место как особенно важные для понимания Священного Писания, затем шли математика и естественные дисциплины. В частности, христианский философ настаивал на том, чтобы в программу обучения были включены не только теологические, но и светские знания, необходимые христианскому полемисту и проповеднику, – языки, история, диалектика, риторика, основы математики. В процессе обучения Августин придавал особое значение вере и авторитету учителя. В VI–VIII вв. количество школ на территории Западной Европы было невелико, и сосредоточены они были в монастырях, где имелись возможности для переписки религиозной литературы и сохранившихся сочинений античных авторов, создавались библиотеки.
- 1.Краткий исторический анализ положения педагога в обществе и их функций
- 2. Педагогический эксперимент Макаренко
- 3. Положение и функции учителя в современном обществе
- 5. Сложности и трудности работы учителя
- 6. Проблемы организации и воспитания детского коллектива в произведениях Макаренко
- 7. Требования общества к работе и поведению учителя
- 8. Педагогические взгляды Дистервега
- 9. Особенности личности и характера педагога
- 10. Мысли Толстого о народной школе. Школа в Ясной поляне
- 11. Педагогические способности и умения
- 12. Реформаторская педагогика конца 19 - начала 20 веков в Европе и сша и её основные назначения: свободное воспитание, трудовая школа, прагматическая педагогика Дьюи и тд
- 13. Специальные способности учителя
- 14. Педагогические взгляды Ушинского
- 15. Авторитет и педагогическое мастерство учителя
- 16. Гербарт об обучении и воспитании
- 17. Распространённые типы личности учителей
- 18. Педагогическая деятельность и взгляды Песталоцце
- 19. Типичные недостатки учителей и происхождение этих недостатков
- 20. Педагогические идеи русских просветителей во второй половине 18 века (Бицкой, Янкович-де-Мириево и др)
- 21. Подготовка к учительской деятельности
- 22. Петровские реформы
- 23. Возрастные особенности учеников младшего школьного возраста
- 24. Педагогические взгляды Руссо
- 25. Возрастные особенности учеников старшего школьного возраста
- Заключение
- 26. Педагогические взгляды Локка
- 27. Типичные различия в темпераменте детей и проблема индивидуального подхода к школьникам
- 28. Педагогические взгляды Яна Амоса Каменского
- 29. Особенности развития мальчиков и девочек, и учёт этих особенностей в учебной и воспитательной работе
- 30. Образование и педагогические взгляды в Средние века
- 31. Возникновение воспитания и обучения
- 32. Образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
- 33. Воспитание и обучение в древнем Междуречье и древнем Египте
- 34. Спартанское и Афинское обучение и воспитание (в сравнении)