logo
Экзам

3. Положение и функции учителя в современном обществе

В широком значении слова педагог - это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Педагогом часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества, но всегда народный учитель подвергался эксплуатации и преследованиям за участие в борьбе народа. Только после революции 1917 года педагог-учитель занял почетное, хотя и не «хлебное» место в обществе. Сейчас в России около 2 млн. учителей. Педагоги воспитывают нового человека - всесторонне и гармонически развитого, образованного, подготовленного к жизни. Учитель преподает, организует учение детей, воспитывает их, помогает детским общественным организациям и, конечно, поддерживает постоянную связь с родителями. Много сил, знаний, душевной теплоты отдают педагоги детям. Но их великий труд не заменяет труда родителей. Есть еще отсталые люди, которые рассуждают так: «Мы заняты на работе, по дому, нам недосуг заниматься воспитанием детей, есть школа - пусть она воспитывает». Такие представления приносят большой вред детямНастоящий педагог всегда поможет отцу и матери понять сильные и слабые стороны ребенка, даст необходимый совет. Чутко и внимательно прислушиваться к совету педагога-учителя-святая обязанность родителей. В этом ключ к правильному воспитанию детей и усовершенствованию самих родителей как воспитателей. Дух любви и искреннего уважения к школьному педагогу должен царить в каждой семье. Свои чувства признательности к тому, кто открывает мир растущему человеку, и родители и дети проносят через всю жизнь. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце. Мы б должны, завидев его на улице, за пятьдесят метров шапку снимать из уважения к нему...».Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового начала.

4. Вопросы трудового воспитания в зарубежной педагогике в 18 - начале 19 веков (Руссо, Песталоцце, Оуэн)