Лекция 9. Особенности изучения стереометрии в средней школе. Методика первых уроков стереометрии.
План.
Структура курса стереометрии и его специфические особенности.
Развитие пространственных представлений школьников на уроках стереометрии.
Содержание лекции:
I. Можно выделить следующие основные задачи, решаемые при изучении стереометрии:
развитие и закрепление содержательных линий, начатых в неполной средней школе; обобщение основных математических методов на случай пространства;
изучение основных свойств пространственных фигур;
овладение навыками изображения пространственных фигур на плоскости на основе свойств параллельного проектирования;
развитие логического мышления, пространственных представлений учащихся при решении задач и доказательстве теорем курса стереометрии.
В изучении стереометрии в школе можно выделить два основных этапа:
1) Формирование первоначальных представлений о пространственных фигурах (1–9 классы);
2) Систематический курс стереометрии (10–11 классы).
Систематический курс стереометрии, на изучение которого отводится приблизительно по 70 часов в десятом и одиннадцатом классах, предусматривает рассмотрение следующих тем:
Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия.
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
Координаты, векторы, геометрические преобразования в пространстве.
Многогранники.
Тема вращения.
Площадь поверхностей и объем геометрических тел.
Изображение пространственных фигур на плоскости.
В действующих учебниках ставятся разные содержательные акценты при изучении стереометрии.
Учебник Атанасяна: материал различных по содержанию вопросов часто включается в одну главу (фузионизм). При этом наблюдается частая повторяемость материала, обращение к уже знакомым вопросам. Большое внимание, чем у Погорелова, уделяется векторам, движению к координатам.
Учебник Погорелова: отличается четкой логической структурой, меньше внимания векторам и геометрическим преобразованиям. Это подспудно несет в себе опасность затушевывания естественных связей между темами.
Выделим некоторые методические особенности изучения стереометрии.
Курс стереометрии полностью опирается на курс планиметрии.
большинство задач курса сводятся к решению планиметрических задач, соответственно все недочеты, имевшие место при изучении планиметрии, ощущаются и при изучении стереометрии.
Следовательно, для успешного изучения стереометрии учитель должен постоянно возвращаться к планиметрическому материалу; перед изучением той или иной теоремы необходимо повторять нужные планиметрические сведения.
2. В стереометрии принципиально другой подход к геометрическим построениям.
Если при изучении планиметрии учащиеся пользуются чертежами, которые дают явные представления об изучаемом объекте, то в стереометрии нет чертежных инструментов, которые позволяют изобразить пространственные фигуры. Здесь мы имеем дело не с самим объектом, а лишь с его изображением.
Каждая стереометрическая задача является одновременно задачей на построение изображения фигуры с помощью свойств параллельной проекции. Это требует от учащихся значительно больших усилий, чем их требуется при решении планиметрических задач.
3. В курсе стереометрии уделяется большое внимание логической стороне проводимых умозаключений; приходится обосновывать каждый свой вывод, четко устанавливая предпосылки.
4. Программа по стереометрии предполагает более быстрый темп прохождения материала, чем в планиметрии. При этом времени на решение задач требуется гораздо больше, соответственно более значительное место занимает самостоятельная работа школьников. Необходим тщательный подбор заданий на уроке – включать только самое необходимое.
5. Курс стереометрии строится аксиоматически. При изучении аксиоматики стереометрии необходимо решить две основные методические задачи:
1) переформулируются аксиомы планиметрии для пространства (некоторые должны быть с уточнениями).
Здесь фактически под видом договоренности между учителем и учащимся вводится, как бы новая аксиома:
В любой плоскости пространства выполняются все аксиомы планиметрии.
2) добавляются новые специфические аксиомы пространства, которые на первых этапах изучения иллюстрируются с помощью моделей, стереометрического ящика, рисунка, геометрии классной комнаты.
При этом появляется возможность более эффективного выявления учащимися сущности аксиоматики и ее роли в построении геометрии.
II. Формирование пространственных представлений идет в несколько этапов и включает в себя:
– умение представить по чертежу целостный образ геометрической фигуры, взаимное расположение ее элементов;
– умение мысленно изменить положение фигуры – посмотреть с другой стороны;
– умение мысленно расчленить фигуру, составить из нее новый объект;
– умение изобразить фигуру на чертеже, адекватно отразив имеющиеся отношения;
– умение представить фигуру на основе ее словесного описания и т.д.
На I этапе на наглядной основе формируются предпосылки для создания целостного образа фигуры с выделением ее существенных признаков. На данном этапе учитель должен широко использовать модели, реальные объекты окружающего мира. После этого строится чертеж, который закрепляет рассмотрение соответствующей геометрической конфигурации.
В конце I этапа и на II у школьников формируются образы фигур и их комбинаций, которые они могут представить себе в почти неизмененных условиях.
Схема формирования пространственных представлений на I и II этапе следующая:
М одель чертеж представление
На II этапе роль моделей несколько уменьшается, т. к. в противном случае у школьников будет тормозиться развитие способностей мысленно представлять себе особенности расположения фигуры и ее элементов.
При построении чертежа на данных этапах учителю не следует сразу демонстрировать готовый чертеж, а стараться его выполнять постепенно вместе с учащимися с целью поэтапного восприятия или пространственных образов.
III этап: – овладение умением оперировать образами в измененных условиях. Школьники сначала работают с основным чертежом, который однако часто не дает возможность увидеть особенности расположения фигуры с разных позиций. Поэтому чертеж, как правило, должен подкрепляться рассмотрением соответствующей модели. Демонстрация сопровождается специально подобранными вопросами.
Например: Какие фигуры могут получиться при пересечении тетраэдра плоскости? Покажите на модели и чертеже различные случаи. Ответ обоснуйте.
Схема формирования пространственных представлений на III этапе:
ч ертеж модель представление.
IV этап: Учащиеся должны конструировать стереометрические объекты самостоятельно на базе сформулированных ранее представлений. При этом не используется ни чертеж, ни заранее подготовленная модель, а можно лишь учителю задавать вопросы для уточнения расположения фигуры.
С хема на IV этапе: представление чертеж.
Задания для самостоятельной работы:
Сравнить последовательность изучения стереометрического материала по учебникам А.В. Погорелова и Л.С. Атанасяна, заполнив таблицу.
У чебник А.В. Погорелова Учебник Л.С. Атанасяна и др.
10 класс 10 класс
- Раздел. Специальная (частная) методика геометрии: планиметрии и стереометрии.
- Тема 1. Логическое строение школьного курса геометрии.
- Структура школьного курса геометрии.
- Задания для самостоятельной работы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Методика изучения первых разделов (тем) систематического курса геометрии.
- Начиная изучать курс планиметрии в 7 классе, учитель сталкивается с определенными трудностями.
- Задание для самостоятельной работы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Изучение взаимного расположения прямых на плоскости. Параллельность и перпендикулярность прямых.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Геометрические построения в курсе планиметрии. Методика обучения решению задач на построение.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 1. Методика изучения многоугольников в школьном курсе планиметрии.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Геометрические преобразования в школьном курсе геометрии.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Векторы в школьном курсе математики.
- Вопросы для самопроверки:
- Лекция 8. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики.
- Vвпис. Ш. Vмногогр. Vопис. Ш.
- Вопросы для самопроверки:
- Лекция 9. Особенности изучения стереометрии в средней школе. Методика первых уроков стереометрии.
- § 15. Аксиомы стереометрии и их Введение. Предмет стереометрии
- § 16. Параллельность прямых и гл. I. .…………………………….
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы для самопроверки:
- Лекция 11. Методика изучения координат, векторов и геометрических преобразований в пространстве в школьном курсе стереометрии.
- Вопросы для самопроверки:
- Лекция 12. Изучение параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в курсе стереометрии.
- Вопросы для самопроверки.
- Лекция 13. Методика изучения многогранников, фигур вращения в школьном курсе стереометрии.
- Вопросы для самопроверки.