Лекция 12. Изучение параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в курсе стереометрии.
План.
I. Роль и место данной темы в школьном курсе, цели ее изучения.
II. Содержание материала.
III.Некоторые методические рекомендации по изучению материала о параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.
Содержание лекции:
Изучение параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в курсе стереометрии может осуществляться в различной последовательности (сначала перпендикулярность, а затем параллельность и наоборот).
В настоящее время их изучение в школе начинается с аффинной ее части – с параллельности. Это дает возможность пораньше познакомить учащихся с изображением пространственных фигур на плоскости, позволяет показать роль аксиом при изложении этого раздела, развивать конструктивные навыки учащихся в процессе решения позиционных задач. Тема играет важную роль в процессе формирования пространственных представлений учащихся, обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельности и перпендикулярности прямых. Основная цель изучения – дать учащимся систематические знания о параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.
II. Всю тему «параллельность в пространстве» можно разделить на 4 блока:
параллельность прямых в пространстве;
параллельность прямой и плоскости;
параллельность плоскостей в пространстве;
параллельная проекция и ее свойства. Изображение пространственных фигур на плоскости.
Для новых трех блоков можно выделить общий план изучения:
определение;
признак;
вопрос существования и единственности;
свойства (для параллельных плоскостей).
Всю тему «перпендикулярность в пространстве» можно условно разделить на три части:
перпендикулярность прямых в пространстве;
перпендикулярность прямой и плоскости;
перпендикулярность плоскостей.
Содержание темы:
перпендикулярность прямых;
перпендикулярность прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости; перпендикуляр, наклонная, проекция наклонной на плоскость; расстояние точки до плоскости, теоремы о параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости;
перпендикулярность плоскостей; теоремы о параллельности и перпендикулярности плоскостей; расстояние от прямой до параллельной ей плоскости; расстояние между параллельными плоскостями.
1. При изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве широко используются стереометрический ящик, геометрия «классной комнаты», «подручные» средства (журнал, книга, ручка, мел и т.д.), аналогия с планиметрией.
При изучении понятий данной темы можно придерживаться следующей методологической схемы:
формулировка определения учителем;
иллюстрация понятия на модели куба (параллелепипеда), геометрии «классной комнаты»;
логический анализ формулировки определения;
упражнения на распознавание понятия; приведение примеров из окружающей обстановки с соответствующим обоснованием.
3. При изучении теорем, выражающих признаки параллельности или перпендикулярности прямых и плоскостей, целесообразно придерживаться такой методической схемы:
1) мотивация изучения признака;
2) раскрытие содержания теоремы на стереометрическом ящике, на реальных объектах;
3) формулировка признака;
4) сообщение идеи доказательства, совместное составление плана доказательства;
5) оформление доказательства в соответствии с принятыми требованиями;
6) показ применимости признака на простейшей модели;
7) закрепление при решении задач.
4. Остановимся на роли задач при изучении вопросов параллельности и перпендикулярности в пространстве.
Сначала, как известно, вводится – определяется перпендикулярность (параллельность), затем рассматривается вопрос о существовании такого расположения, тесно связанный с признаками перпендикулярности (параллельности) и конструктивными задачи, т.е. воображаемыми построениями перпендикулярных (параллельных) прямых и плоскостей. Эти построения весьма разнообразны.
5.Со второй половины темы «перпендикулярность в пространстве» акцент делается уже на практические стереометрические задачи. Это обусловлено тем, что введено понятие перпендикулярности, понятие «расстояние» и рассмотрена теорема о трех перпендикулярах, дающая основную конфигурацию – классический прямоугольный треугольник (перпендикуляр, наклонная, проекция наклонной).
- Раздел. Специальная (частная) методика геометрии: планиметрии и стереометрии.
- Тема 1. Логическое строение школьного курса геометрии.
- Структура школьного курса геометрии.
- Задания для самостоятельной работы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Методика изучения первых разделов (тем) систематического курса геометрии.
- Начиная изучать курс планиметрии в 7 классе, учитель сталкивается с определенными трудностями.
- Задание для самостоятельной работы.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Изучение взаимного расположения прямых на плоскости. Параллельность и перпендикулярность прямых.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Геометрические построения в курсе планиметрии. Методика обучения решению задач на построение.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 1. Методика изучения многоугольников в школьном курсе планиметрии.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Геометрические преобразования в школьном курсе геометрии.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Векторы в школьном курсе математики.
- Вопросы для самопроверки:
- Лекция 8. Методика изучения геометрических величин в школьном курсе математики.
- Vвпис. Ш. Vмногогр. Vопис. Ш.
- Вопросы для самопроверки:
- Лекция 9. Особенности изучения стереометрии в средней школе. Методика первых уроков стереометрии.
- § 15. Аксиомы стереометрии и их Введение. Предмет стереометрии
- § 16. Параллельность прямых и гл. I. .…………………………….
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы для самопроверки:
- Лекция 11. Методика изучения координат, векторов и геометрических преобразований в пространстве в школьном курсе стереометрии.
- Вопросы для самопроверки:
- Лекция 12. Изучение параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в курсе стереометрии.
- Вопросы для самопроверки.
- Лекция 13. Методика изучения многогранников, фигур вращения в школьном курсе стереометрии.
- Вопросы для самопроверки.