logo
Шматко

Подготовка неговорящего ребенка к обследованию слуха

Проверяющий садится за стол напротив ребенка, кладет его и свои руки на стол, а около них - крупную пуговицу, об­ращает внимание на свои губы и голосом нормальной разго­ворной громкости произносит звукосочетание (например, па-папа, пупупупу). В момент произнесения слогов он рукой ре­бенка берет пуговицу и бросает ее в баночку (или надевает одно кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребе­нок не начнет сам, без подсказки и побуждения выполнять дей­ствие в момент произнесения слогов. Длительность пауз меж­ду произнесением ряда слогов нужно постоянно менять, ина­че ребенок будет реагировать не на звук, а на ритм подачи речевого сигнала. Не надо требовать и ждать от ребенка по­вторения слогов: он должен отвечать на сигнал определен­ным игровым действием (бросать пуговицу, надевать на стер­жень кольцо пирамиды и т.п.). Во время этой работы не сле­дует произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных.

Когда ребенок начнет сам четко, самостоятельно, без под­сказки работать, видя губы говорящего, проверяющий садит­ся рядом с ним и голосом разговорной громкости произносит звукосочетание (например, папапапа) у самого его уха. При этом ребенок ощущает струю выдыхаемого воздуха: есть струя - бросает пуговицу, нет - ждет сигнала, т.е. ощущения, когда взрослый начнет произносить слоги. Если ребенок не реаги­рует на сигнал, то нужно повторить звукосочетание и в мо­мент его звучания рукой малыша бросить пуговицу в баночку (или выполнить другое игровое действие). Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действие в момент произнесения слогов.

Если у ребенка не вырабатывается условная двигатель­ная реакция на сигнал, его необходимо всесторонне обсле­довать в специализированном учреждении.