Обследование слуха речью
Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 м.
Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если малыш уже говорит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы малыш понимает, как сам называет предметы, действия. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Если при произнесении шепотом заданий (или назывании игрушек, предметов) малыш их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 м.
Слух детей старше 3-х лет проверяется хорошо знакомыми им низко- и высокочастотными словами, например, предложенными Л.В.Нейманом (1954). Из этих слов составлены два списка, в каждом - 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова:
1) зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк',
2) мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.
При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.
Ребенка ставят боком к проверяющему. В противоположное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слегка смочена каким-либо маслом, например, вазелиновым.
Проверяющий просит ребенка повторять слова, которые он будет произносить шепотом. Первые два слова произносятся около него, а затем - с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Ребенок может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случае следует предложить ему показывать соответствующие картинки, которые помещаются на столе перед ним. Если ребенок не узнал слово, произнесенное шепотом, оно повторяется голосом разговорной громкости, а затем - шепотом. После предъявления следующих слов вновь повторяется то слово, которое вызвало затруднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.
Если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.
Если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.
Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие
У него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).
- Введение
- Эпидемиология нарушений слуха у детей
- Основные причины предотвращаемой тугоухости антенатальном (дородовом) периоде
- Основные причины предотвращаемой тугоухости перинатальном (родовом) и неонатальном (послеродовом) периодах
- Основные причины предотвращаемой тугоухости в детском и юношеском возрасте
- Обследование слуха в условиях поликлиники
- Поведенческий скрининг
- Обследование слуха с помощью звукореактотеста
- Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»
- Обследование слуха речью
- Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах
- Первый год жизни
- Дети первых трех месяцев жизни
- Дети в возрасте 3-6 месяцев жизни
- Дети в возрасте 6-12 месяцев жизни
- Второй-третий год жизни
- Дошкольный и школьный возраст
- Обследование слуха говорящих дошкольников Ситуация а Подготовка говорящего ребенка к обследованию слуха
- Процедура обследования
- Ситуация б Подготовка говорящего ребенка к обследованию слуха.
- Процедура обследования
- Списки слов для педагогического обследования слуха школьников
- Подготовка неговорящего ребенка к обследованию слуха
- Процедура обследования слуха после подготовки
- О некоторых особенностях обследования слуха у детей с подозрением на другие отклонения в развитии.
- Заключение
- Литература
- Адреса сурдологопедических кабинетов россии (на 01.2000).
- Анкета-вопросник для родителей
- Содержание
- 000 «Полиграф сервис»
- 103031, Москва, ул. Рождественка, 27. Тел.: 923-31-23