logo
Шматко

Поведенческий скрининг

Известно, что одним из важнейших условий своевременно­го выявления нарушений слуха у детей являются профилакти­ческие скрининговые обследования. С этой целью с успехом могут использоваться методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (0 - 1,5-2 года) и условно-рефлекторных (2-3 года) реакций на звук, а также обследование слуха речью (с 2-3-х лет). Такие методики не тре­буют сложного аппаратурного оснащения и занимают не бо­лее 5 минут.

В соответствии с Приказом N 108 в детских поликлиниках должно проводиться обследование слуха детей в возрасте 1,4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста (ЗРТ-01), выпускае­мого московским заводом «Ритм», а также анкетирование ро­дителей. При отсутствии звукореактотеста можно воспользо­ваться методом «гороховых проб»: использованием баночек, заполненных горохом и крупой.

Практика показывает, что при регистрации безусловно-реф­лекторных реакций наиболее информативными и легко регис­трируемыми у детей первого года жизни являются:

- мигание век;

- реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро);

- замирание или «застывание» ребенка;

- движение конечностей, разведение рук и ног в стороны;

- поворот головы к источнику звука или от него;

- гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз);

- сосательные движения;

- пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дро­жью всего тела;

- изменение ритма дыхания;

- широкое открывание глаз.

В ходе обследования следует помнить, что скрытый период реакции на звук может достигать 3-5 сек. Повторные сигналы следует подавать после угасания предыдущей реакции.

Обследование ребенка желательно проводить тогда, когда он чувствует себе комфортно. Он сыт, сух, здоров, у него налажен эмоциональный контакт с человеком, проверяющим его слух. Обследовать слух детей первых трех месяцев жизни лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления).

Чтобы облегчить младенцу старше 3-х месяцев «процесс» реагирования на звук и лучше видеть проявления этой реак­ции, каждый раз, в случае поворота малыша в поисках источ­ника звука, необходимо уложить его голову вновь на заты­лок. Если при предъявлении звуковых сигналов справа и сле­ва ребенок постоянно поворачивает голову в одну и ту же сто­рону, независимо от расположения источника звука, это мо­жет свидетельствовать об односторонней потереслуха. Такой ребенок должен быть направлен на аудиологическое обследо­вание в сурдологопедический кабинет (центр).