Введение
Нарушения слуха встречаются достаточно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер: при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах III-IV степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.
Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата - сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции.
Сочетание кондуктивной и сенсоневральной форм тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.
Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой степени тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. При наличии раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия могут быть ослаблены и даже преодолены.
На формирование речи отрицательно влияют также и временные нарушения слуха, препятствующие формированию и развитию фонематического слуха, овладению звуко-слоговым составом слова, грамматическим строем речи.
Отрицательным фактором для общего и речевого развития ребенка является и одностороннее снижение слуха. По данным американских исследователей, 35% детей с односторонней сенсоневральной тугоухостью остаются на второй год (по сравнению с 3-5% детей с нормальным слухом).
В России создана система сурдологической и педагогической помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни. При первом подозрении на снижение слуха у ребенка его необходимо направить на обследование в специализированное медицинское учреждение – сурдологопедический кабинет (центр). Сегодня в стране работают 167 сурдоло-гопедических кабинетов (центров), которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во многих крупных городах (см. адреса в приложении 1). Обследование, лечение и занятия с детьми проводятся в них бесплатно.
Для диагностики состояния слуховой функции используются современные объективные методы исследования. К ним относятся:
• регистрация отоакустической эмиссии, позволяющая заподозрить даже незначительное - на уровне 15-20 дБ - снижение слуха;
• регистрация акустического рефлекса стременной мышцы, позволяющая определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки - порог дискомфорта, что крайне важно для выбора адекватных параметров слухопротезирования;
• тимпанометрия, позволяющая оценить состояния среднего уха;
• регистрация слуховых вызванных потенциалов, в результате которой определяются электрофизиологические аналоги порогов слышимости.
В ходе обследования в сурдологопедическом центре уточняется состояние слуховой функции ребенка, намечаются и проводятся необходимые медицинские мероприятия (возможное лечение, слухопротезирование), определяются пути специальной педагогической помощи с учетом возраста ребенка, состояния его слуха и речи, уровня его психофизического развития, возможностей семьи.
Пристального внимания заслуживают часто болеющие дети. После перенесенных простудных заболеваниях у них развиваются острые средние отиты, тубоотиты, экссудативные средние отиты. Эти заболевания часто рецидивируют. В такие периоды у ребенка наступает понижение слуха, что постепенно способствует развитию задержки речевого, а порой и интеллектуального развития. В случае бессимптомных отитов годами может не замечаться ни само заболевание, ни понижение слуха, вызванное им. В результате ребенок остается без своевременного лечения, ухудшаются условия его развития.
Положение может быть исправлено особым вниманием к детям с факторами риска по тугоухости и глухоте и часто болеющим детям как в поликлиниках по месту жительства, так и в дошкольных и школьных учреждениях (массовых и коррекционных). Необходимо проводить скрининговое обследование состояния слуха детей с факторами риска по тугоухости и глухоте, часто болеющих детей и детей, отстающих в развитии. При этом главное - выявлять подозрение на снижение слуха и направлять ребенка на диагностическое обследование в специализированное учреждение. Не следует опасаться гипердиагностики, т.к. важно не пропустить ребенка с нарушением слуховой функции.
- Введение
- Эпидемиология нарушений слуха у детей
- Основные причины предотвращаемой тугоухости антенатальном (дородовом) периоде
- Основные причины предотвращаемой тугоухости перинатальном (родовом) и неонатальном (послеродовом) периодах
- Основные причины предотвращаемой тугоухости в детском и юношеском возрасте
- Обследование слуха в условиях поликлиники
- Поведенческий скрининг
- Обследование слуха с помощью звукореактотеста
- Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»
- Обследование слуха речью
- Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах
- Первый год жизни
- Дети первых трех месяцев жизни
- Дети в возрасте 3-6 месяцев жизни
- Дети в возрасте 6-12 месяцев жизни
- Второй-третий год жизни
- Дошкольный и школьный возраст
- Обследование слуха говорящих дошкольников Ситуация а Подготовка говорящего ребенка к обследованию слуха
- Процедура обследования
- Ситуация б Подготовка говорящего ребенка к обследованию слуха.
- Процедура обследования
- Списки слов для педагогического обследования слуха школьников
- Подготовка неговорящего ребенка к обследованию слуха
- Процедура обследования слуха после подготовки
- О некоторых особенностях обследования слуха у детей с подозрением на другие отклонения в развитии.
- Заключение
- Литература
- Адреса сурдологопедических кабинетов россии (на 01.2000).
- Анкета-вопросник для родителей
- Содержание
- 000 «Полиграф сервис»
- 103031, Москва, ул. Рождественка, 27. Тел.: 923-31-23