logo
Шматко

Дошкольный и школьный возраст

Методика педагогического обследования слуха детей дош­кольного и школьного возраста зависит от того, владеет ли ребенок речью или нет.

Для обследования слуха говорящих детей подбирается дос­тупный им тестовый материал. Он должен состоять из хоро­шо знакомых ребенку слов, отвечающих определенным акус­тическим параметрам. Так, для русскоязычных детей целесо­образно использовать слова, отобранные Л.В. Нейманом (1954) для обследования слуха детей шепотом и включающие равное количество высокочастотных и низкочастотных слов. Все слова (всего 30) хорошо знакомы детям школьного возраста.

Для детей дошкольного возраста из этих 30 слов нами были отобраны по 10 слов низкочастотных (Вова, дом, море, окно, дым, волк, ухо, мыло, рыба, город) и 10 высокочастотных (зай­чик, часы, Саша, чай, шишка, щи, чашка, птичка, чайка, спич­ка), хорошо знакомых всем детям старше 3-х лет.

Уже упоминалось, что из этих слов составлены два списка, в каждом - 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова:

1) зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;

2) мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.