Процедура обследования
Перед ребенком кладут картинки с изображением слов основного списка. Проверяющий отходит на 6 м, произносит контрольные слова шепотом и предлагает ребенку показывать соответствующие картинки. При этом, если при подготовке к исследованию набор картинок вспомогательного списка был ограничен до 5-6, то он остается таким же, но составленным из слов основного списка. Важно, чтобы одно и то же слово было предложено для восприятия не один раз, а два-три, иначе постепенно будет сокращаться выбор за счет уже названного слова. Например, при выборе из 6-ти последовательность предъявления слов может быть такой: птичка, дом, часы, птичка, зайчик, рыба, дом, часы, мыло, мыло, зайчик, рыба. В остальном методика аналогична описанной выше.. Сначала проверяется слух на одно, а затем и на другое ухо, при этом используется второй список слов.
В случае, если дошкольник не справляется с заданием даже при произнесении слов голосом разговорной громкости, следует переключиться на обследование методикой, предусмотренной для неговорящих детей (см. ниже).
Для обследования слуха детей школьного возраста мы разработали 10 вариантов списков слов из 30 низко- и высокочастотных слов Л.В. Неймана, предназначенных для предъявления их шепотом. При распределении этих слов по вариантам (спискам) учитывалась слогоритмическая структура слов. Так среди 30 слов оказалось только одно высокочастотное слово двусложной структуры с ударением на втором слоге (часы) и всего два низкочастотных слова с тем же ударением (окно, урок). Поэтому слово часы имеется во всех 10 списках слов, а слова окно и урок - в 5 списках каждое. Односложных слов оказалось 11:6 низкочастотных и 5 высокочастотных. В целях равномерности распределения их по спискам было оставлено по 5 слов (исключено низкочастотное слово ум). Таким образом, в предлагаемых 10 равноценных списках слов использованы 29 слов из 30.
В результате каждый вариант (список) содержит 5 высокочастотных и 5 низкочастотных слов, среди которых 3 односложных слова и 7 двусложных (5 - с ударным первым слогом и 2 - с ударным вторым слогом). Из трех односложных слов в каждом списке имеется 1 -2 высокочастотных и (соответственно) 2-1 низкочастотных слова. Двусложную структуру с ударным первым слогом в списке представляют 3-2 высокочастотных и 2-3 низкочастотных слова. Двусложных слов с ударным вторым слогом в списке два: одно высокочастотное и одно низкочастотное. Мы старались также выдержать разнообразие ударных гласных в каждом из списков (см. таблицу 5).
Таблица 5.
- Введение
- Эпидемиология нарушений слуха у детей
- Основные причины предотвращаемой тугоухости антенатальном (дородовом) периоде
- Основные причины предотвращаемой тугоухости перинатальном (родовом) и неонатальном (послеродовом) периодах
- Основные причины предотвращаемой тугоухости в детском и юношеском возрасте
- Обследование слуха в условиях поликлиники
- Поведенческий скрининг
- Обследование слуха с помощью звукореактотеста
- Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»
- Обследование слуха речью
- Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах
- Первый год жизни
- Дети первых трех месяцев жизни
- Дети в возрасте 3-6 месяцев жизни
- Дети в возрасте 6-12 месяцев жизни
- Второй-третий год жизни
- Дошкольный и школьный возраст
- Обследование слуха говорящих дошкольников Ситуация а Подготовка говорящего ребенка к обследованию слуха
- Процедура обследования
- Ситуация б Подготовка говорящего ребенка к обследованию слуха.
- Процедура обследования
- Списки слов для педагогического обследования слуха школьников
- Подготовка неговорящего ребенка к обследованию слуха
- Процедура обследования слуха после подготовки
- О некоторых особенностях обследования слуха у детей с подозрением на другие отклонения в развитии.
- Заключение
- Литература
- Адреса сурдологопедических кабинетов россии (на 01.2000).
- Анкета-вопросник для родителей
- Содержание
- 000 «Полиграф сервис»
- 103031, Москва, ул. Рождественка, 27. Тел.: 923-31-23