logo
Шматко

Дети первых трех месяцев жизни

Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно счи­тать слуховое сосредоточение, которое выражается в полном или частичном торможении движений.

У детей 2-3 месяцев реакция на звук может выражаться в активизации или торможении сосательных движений, расши­рении глазных щелей, повороте глаз в сторону хорошо знако­мого взрослого.

Наиболее отчетливо реакция проявляется при подаче дли­тельного сигнала на недалеком от ребенка расстоянии во вре­мя крика. В этом случае через несколько секунд можно на­блюдать, как ребенок постепенно замирает, перестает двигать­ся и некоторое время молчит. Такое торможение можно полу­чить на резкий сигнал звучащей игрушки, а также на голос обследующего. В спокойном состоянии ребенок в ответ на рез­кий звук может вздрогнуть всем телом, у него можно наблю­дать расширение глазных щелей.

Дети этого возраста реагируют на звук с расстояния 2-3 метров, причем на все стимулы с одинакового расстояния.

Следует учитывать, что на втором месяце жизни возникает комплекс оживления, который состоит из ряда реакций: улыб­ки, активизации движений рук и ног, спокойных голосовых реакций. Он возникает на вид говорящего лица, при длительном «разговоре» с младенцем или произнесении тихих протяжных звуков над его лицом. Комплекс оживления появляется у всех детей независимо от состояния слуха, т.е. он не является пока­зателем нормального слуха. У недоношенных детей, ослаб­ленных или отстающих в развитии, появление комплекса ожив­ления может значительно запаздывать.

Обследование проводят 2 человека. Один из них подает сиг­налы (ассистент), второй общается с ребенком и регистрирует реакции ребенка на звуки (наблюдатель).

В качестве источников звучания используются: шарманка (высокочастотное звучание), дудка (среднечастотное звучание) и барабан (низкочастотное звучание), голос разговорной гром­кости при произнесении звукосочетаний типа папапа, пупупу, сисиси, имени ребенка. В ходе обследования регистрируются безусловно-ориентировочные реакции: слуховое сосредоточе­ние, активизация или торможение общих движений, активиза­ция или торможение сосательных движений, расширение глаз­ных щелей, поворот головы в сторону.

Безусловные реакции имеют тенденцию к быстрому угаса­нию, т.е. при многократных предъявлениях одного и того же сигнала ребенок перестает на него реагировать. Чтобы полу­чить достоверные результаты до того, как реакция угаснет, сигналы следует подавать от более тихого к более громкому:

сначала шарманка, затем дудка и барабан, сначала голос раз­говорной громкости, а затем - громкий; и с максимального расстояния (в данном случае с 3 метров), постепенно прибли­жаясь к ребенку в случае отсутствия реакции. При получении первоначальной реакции на расстоянии меньшем, чем макси­мальное, всегда следует проверить, не появится ли она вновь и на большем расстоянии.

Ребенок лежит на пеленальном столе. Стол должен быть расположен так, чтобы ассистент мог отойти отлего вправо и влево на расстояние не менее 3 метров. Наблюдатель склоня­ется над ребенком, пытается привлечь его взор к своему лицу

или к яркой игрушке, повести его взгляд вправо, влево. У де­тей старше 2-х месяцев пытается вызвать комплекс оживле­ния. Ассистент в это время подает длительные сигналы спра­ва и слева (в случайной последовательности). Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 секунд (до угасания пре­дыдущей реакции). Если ребенок кричит, то сигналы можно подавать во время крика.

Итак, если у младенца в возрасте до 3-х месяцев отмеча­ется реакция на все предложенные неречевые стимулы и голос разговорной громкости или громкий на одном и том же расстоянии (т.е. или на 1,5 м, или на 2 м, или на Зм и т.д.), можно предположить, что у него слух в пределах физиоло­гической нормы.

Если ребенок не реагирует на какой-либо стимул, или же реакции на звуковые сигналы зарегистрированы с разных расстояний (меньшего при восприятии звучания шарманки и голоса разговорной громкости, и большего при восприя­тии дудки, барабана и громкого голоса), то ребенок нужда­ется в специальном аудиологическом обследовании в связи с подозрением на снижение слуха.