logo
муз обр ДОУ ВКРы

Нами была разработана программа по формированию певческого навыка у исследуемых детей. Мы использовали различные методы и приемы при проведении занятий.

Целью контрольного эксперимента явилось выявление уровня сформированности певческого навыка у старших дошкольников.

Для реализации данной цели было использовано несколько занятий, которые проводились в контрольной и экспериментальной группах.

Исходя из полученных результатов можно заключить, что использованные нами методы и приемы по формированию певческих навыков значительно повлияли на уровень развития музыкальных способностей детей.

Нами был сделан статистический анализ результатов и построены соответствующие диаграммы, ярко показывающие результативность проделанной нами работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбрехт Ю.Б. "О рациональном преподавании пения и музыки в школах". Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.

  2. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: «Музыка», 1923.-125 с.

  3. Бехтерев В.М. "О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства". М. 1996.

  4. Ватнова А.Д. "Развитие частоты интонации в пении дошкольников". М. 1960 г.

  5. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. М.: 1991, 50 с.

  6. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 1967 г.

  7. Ветлугина Н.А. "Музыкальное воспитание в детском саду". М. 1981 г.

  8. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980 - 256 с.

  9. Вопросы методики воспитания слуха. - Л.: Музыка, 1967.

  10. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,1983.190 с.

  11. Гонтаревская Ю. Особенности формирования звуковысотных представлений // Новые исследования в психологии. № 1 (30) - М.: Педагогика, 1984. - С. 51-55.

  12. Дитрих К., Гофман К. Вопросы систематики и методики музыкального воспитания // Музыкальное воспитание в странах социализма. - Л.: Музыка, 1975. - С. 120-139.

  13. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца". М. 1954 г.

  14. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., изд. РОУ, 1996.

  15. Метлов Н.А. "Песни для сада". М. 1958 г.

  16. Михайлова М.А. "Поем, играем, танцуем в доме и в саду". М. 1997 г.

  17. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, 1970. - 340 с.

  18. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. / Сост. А.Г. Костюк. Киев: Музична Украина, 1986. - 126 с.

  19. Орлова Т.М. "Учите детей петь". М. 1988 г.

  20. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1997.384 с.

  21. Пеев И., Крисчева С. Болгарский метод "Столбица" Б. Тричкова // Вопросы методики воспитания слуха. - Л.: Музыка, 1967. - С. 108-135.

  22. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994. - 367 с.

  23. Теплов Б. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - С. 39-251.

  24. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф., дис. ... канд. пед. наук. М.: 1995. - 17 с.

  25. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1958.

  26. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. №9-10. 39-42 с.

  27. Яворский Б. Конструкция мелодического процесса // Структура мелодии. - М.: Гос. акад. худ. наук, 1929. - С. 7-36.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка музыкальному руководителю

Методические приемы по пению, наиболее часто используемые на музыкальном занятии в детском саду:

- Пение вслух, про себя (по куплетам).

- "Эхо" ( тихо - громко).

- "Цепочка" (поочередное пение).

- Хлопаем и маршируем.

- Найди попевку по карточкам.

- Пение закрытым ртом.

- Пение на распев слогов.

- Сольфеджио.

- Поем первый звук ("Настройщик")

- "М…" с переходом на "а…"п

-Пение по сигналу (флажок - цветок).

- Пение "по секрету" (шепотом).

- Игра "хор и дирижер".

- "Часики - ходики" (хлоп - топ).

- Пение, транспонируя мелодию.

- Использование элементов дирижирования.

- Показ карточек с положением губ.

- "Музыкальная лесенка".

- Скороговорки ("Барабан", "Уточка…")

- Пение a'cappella.

- Сольное и ансамблевое пение.

Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного, гармонического и мелодического слуха

"Бубенчики" "Сколько нас поет?" "Музыкальное эхо" "Ученый кузнечик" "Птичка на проводе" "Теремок"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица результатов этапов констатирующего эксперимента.

п/п

Имя ребенка

Уровень развития динамического слуха

Уровень развития тембрового слуха

Уровень развития звуковысотного слуха

Контрольная группа

1.

Алина К.

Высокий

Средний

Средний

2.

Алёна Б.

Средний

Средний

Низкий

3.

Влад М.

Высокий

Высокий

Средний

4.

Вася П.

Высокий

Высокий

Средний

5.

Дима К.

Высокий

Высокий

Средний

6.

Женя Д.

Высокий

Высокий

Высокий

7.

Карина Р.

Средний

Средний

Низкий

8.

Костя А.

Высокий

Высокий

Высокий

9.

Леон Р.

Средний

Средний

Низкий

10.

Максим Р.

Высокий

Низкий

Средний

11.

Настя О.

Высокий

Средний

Средний

12.

Настя В.

Средний

Средний

Низкий

13.

Оля Д.

Средний

Высокий

Средний

14.

Олег Л.

Средний

Средний

Низкий

15.

Руслан Г.

Высокий

Высокий

Средний

Экспериментальная группа

1.

Ангелина В.

Высокий

Высокий

Высокий

2.

Виталик Д.

Средний

Средний

Низкий

3.

Валя И.

Высокий

Высокий

Средний

4.

Диана О.

Средний

Средний

Низкий

5.

Даша П.

Высокий

Средний

Средний

6.

Кирилл Б.

Высокий

Высокий

Высокий

7.

Люда Ш.

Высокий

Высокий

Высокий

8.

Миша Н.

Средний

Средний

Низкий

9.

Максим Л.

Средний

Средний

Низкий

10.

Наташа Ж.

Высокий

Низкий

Средний

11.

Петя В.

Высокий

Высокий

Высокий

12.

Рома Г.

Высокий

Высокий

Высокий

13.

Стас Д.

Средний

Средний

Низкий

14.

Таня Н.

Высокий

Средний

Средний

15.

Яна У.

Средний

Средний

Низкий