1.2 Музыкальные способности и их классификация
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.
Б.М. Теплов очень четко проводил мысль от том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность».
Так что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.
В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.
Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.
Способности можно классифицировать следующим образом:
музыкальные;
лингвистические;
интеллектуальные;
творческие.
Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.
Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на: музыкально-эстетические; специальные.
Соглашаясь в целом м этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.
В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов.
Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.
Уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.
Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность.
Изучая проблему музыкальности и музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях, структура, онто- и филогинез музыкальности, возможность и закономерность ее формирования.
Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты?
Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.
Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей.
Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.
Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л. Бочкарев.
Подход к музыкальности, начиная с работ К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и т.д., определялся теоретическими представлениями о ней как психическом образовании. Так, А. Файст сводил ее к чувству интервалов, а К. Штумф и Т. Митер – к способности анализировать аккорды.
К. Спинор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп:
музыкальные ощущения и восприятие;
музыкальное действование;
музыкальная память и музыкальное воображение;
музыкальный интеллект;
музыкальное чувствование.
Однако в основе музыкальных склонностей, по мнению К. Спинора, лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.
Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.
Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.
Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.
Дискуссионным остается – из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:
ладовое чувство;
способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;
музыкально-ритмическое чувство.
Как уже было сказано, вопрос о структуре музыкальности и музыкальной одаренности не решен окончательно. Исследователи, предлагающие расширить «ядро» музыкальности, дополняют список специальных способностей такими, которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной деятельности (в том числе слушательской).
Нельзя считать немузыкальным человека, эмоционально воспринимающего музыку, любящего и, обладающего хорошими музыкально-сенсорными способностями, но у которого не сформирована специальная способность – музыкальная память.
Бесспорно, восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным. В связи с проблемой памяти приведем курьезный случай с Д.Б. Кабалевским, который в детские годы попал в число злополучных «трех процентов», когда не сумел правильно повторить предложенную ему мелодию и был отчислен из детского хора за «отсутствием музыкальных способностей».
Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого.
Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность» по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
Напомним, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.
Представляю краткую характеристику музыкальных способностей.
Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.
Этот вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительности направленности направления движения мелодии. Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V, и III, I и III) в несложных песнях и пьесах для простейших звуковысотных инструментов.
Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя.
Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием).
Последовательность развития чувства ритма.
Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.
Осознание значения ритма создания музыкального образа и в связи ритма с другими элементами музыкального языка.
Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувства целого).
В данном виде музыкальных способностей сделан акцент на внимание детей к развитию элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи.
Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.
Усиление ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода и т.д. В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений.
Формирование представлений об интонации как единстве эмоционально-смыслового содержания и средств его воплощения.
Формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли.
Формирование представлений о музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для простейших музыкальных инструментов на тему знакомой песни).
Формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.
Представления л музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются в процессе слушания произведений и наблюдения музыкального образа с помощью знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания; графической записи. Эти приемы помогают лучше усвоить, услышать противопоставления или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную идею произведения.
Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что выявление формы произведения не является самоцелью. Результатом этой работы должно стать умение определять развитие образа произведения (которое предстоит слушать), если известно его форма. И.В. Способин писал, что форма произведения – это план для направления мысли слушателя.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
Изучая материалы, представленные различными авторами, я обогатила себя ценными знаниями, которые помогут мне в будущей профессиональной деятельности осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей с позиций углубленного понимания вопросов способностей, в том числе, музыкальные.
Исследуя проблемы способностей в теоретическом направлении, я пришла к выводу о том, что эти вопросы довольно подробно и полно освещены в литературе.
Большинство авторов рассматривает тему способностей примерно с похожих позиций, то есть каких-либо полярных суждений по этому поводу не обнаруживается. Особенно ценными для нас являются материалы по классификации музыкальных способностей и их подробное представление.
Изучив теоретические вопросы общего порядка, приступаю к рассмотрению конкретных понятий, которые составляют основу данного исследования. Речь идет о таких музыкальных способностях как ритм и музыкальная память.
- Введение
- Нами была разработана программа по формированию певческого навыка у исследуемых детей. Мы использовали различные методы и приемы при проведении занятий.
- Приложение 3
- Приложение 5
- Психологические условия развития музыкальных способностей
- Глава 1. Психологическая природа музыкальных способностей
- Глава 2. Психологические условия развития музыкальных способностей
- Глава 4. Психологическая природа музыкальных способностей
- 1.1. Психологическая специфика музыки как особой сферы деятельности
- Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах на занятиях кружка "Веселый оркестр"
- Танцевальная композиция «Новогодняя ночь» о.Усовой
- Он трепал берез макушки ш-ш-ш-ш: качают руками над головой
- Песня «Фонарики»
- Распевка «Луноход»
- Слушание: Глюк «Мелодия» - познакомить с легендой о созвездии «Лира»
- Прекрасную музыку можно исполнять на разных инструментах, важно, чтобы в этой музыке была душа
- «Стеклянное королевство» Конспект занятия для старшей группы
- Просмотр отрывка из фильма «Руслан и Людмила»
- Песня «Пузатый чайник»
- Игра «Музыкальная тропинка» автор Беляев
- Игра «Угадайка»
- «Стеклянное королевство» Конспект занятия для старшей группы
- Просмотр отрывка из фильма «Руслан и Людмила»
- Песня «Пузатый чайник»
- Игра «Музыкальная тропинка» автор Беляев
- Игра «Угадайка»
- Музыкальные способности и методы их развития
- Глава 1. Музыкальные способности человека. Их представление в общественной и специальной литературе.
- 1.1 Способности как психолого-педагогическая категория.
- 1.2 Музыкальные способности и их классификация
- 1.3 Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей человека.
- Глава II. Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей.
- 2.1 Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей.
- 2.2 Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению.
- 2.3 Изучение или проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом
- Заключение
- Список литературы
- Диплом: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
- Глава 1. Теоретические основы развития способностей средствами музыкального фольклора
- Глава 2. Педагогическая технология развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
- Глава 1. Теоретические основы развития способностей средствами музыкального фольклора
- 1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
- 1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора
- 1.3. Классификация и терминология детского музыкального фольклора
- I. Календарный фольклор
- II. Потешный фольклор
- III. Игровой фольклор
- 1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
- Глава 2. Педагогическая технология развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
- 2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
- Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки
- Проценты Высокий Средний Низкий
- 2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
- Программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
- 2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
- Библиография
- 26. Горький а.М. Заметки. Т.2. – с. 382.
- 37. Домострой. – Минск: тпц «Полифакт», 1991. – с.1
- 60. Мельников м.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 – с. 1. 61.
- Приложение
- Кончаловская н.
- Ученый кузнечик
- Лесенка
- К нам гости пришли
- Выше города плетень,
- Слушай, слушай,
- Определи инструмент
- Чья очередь
- Петя-пастушок
- Прогулка.
- Дипломная работа
- Глава 1 Основы теории музыкального воспитания |дошкольников
- Глава 1 основы теории музыкального воспитания дошкольников
- § 1Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников
- § 2 Музыкальная деятельность дошкольников структура и виды музыкальной деятельности
- Глава 2 особенности различных программ по музыкальному воспитанию дошколоников
- § 1 Содержание некоторых программ по музыкальному воспитанию дошкольников
- § 2 Сравнительная характеристика программ по музыкальному воспитанию дошкольников.
- Глава 3 реальное состояние музыкального воспитания детей дошкольного возраста
- § 1 Музыкальное воспитание дошкльников в детских садах г.Реж
- § 2 Рекомендации по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников
- Музыкально-сенсорные способности