2.3 Изучение или проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом
В процессе подготовки по дополнительной специальности «Начальная инструментальная подготовка (фортепиано)» мы проходим практику, в ходе которой идет формирование навыков практической работы с начинающими пианистами. Практика организована на базе колледжа – в секторе педагогической практики. В процессе наблюдения за работой педагога с детьми, за проведением занятий другими студентами и в практике моей работы с начинающим пианистом было проведено исследование вопроса полезности и эффективности применения декламационных материалов для развития музыкальных способностей ученика (ритма, музыкальной памяти).
Потребность в применении декламации на уроках с начинающими пианистами чувствовалась особенно явно, так как была заметна необходимость развивать у ученицы именно эти музыкальные способности – ритм и музыкальную память.
В пьесе «Ежик» ритм изложен восьмыми при размере 2/4, но встречаются в конце текста восьмые паузы, которые ученица не выполняла. Так же никак не получался штрих стаккато. Работа проводилась в следующих вариантах:
игра в медленном темпе отдельно каждой рукой;
игра всех звуков, в правой и в левой руке, взятых одновременно в такте;
игра двух первых звуков такта обеими руками;
игра двумя руками м медленном темпе со счетом.
Результат работы был очень низкий. Моя ученица по-прежнему повторяла те же самые ошибки.
Тогда ей было предложено сыграть пьесу с произношением следующего текста:
Ах, какой колючий еж,
Он на елочку похож.
Есть у елочки иголки,
И иголки у ежа,
Хороша, нарядна елка
И ежиха хороша.
(И.Д. Перфильева)
Результат игры с декламацией был более высоким. Ученица исполнила пьесу более свободно, при этом пела слова текста. Штрих стаккато был выполнен. В тексте есть такие слова, как «колючий», «иголки» они настраивают ребенка на игру staccato.
Спустя некоторое время, на одном из уроков моей ученице было предложено выучить текст. Весь урок мы вместе учили текст обычным способом, т.е. с помощью многократного проигрывания. Результат был недостаточно хорош. Тогда, на следующем уроке я предложила поиграть ученице музыкальный материал с названием нот в правой руке, а левую подстраивать к правой руке, образуя секунду в начале такта: Эффект был поразителен. Текст был выучен за пять минут. Результаты работы представлены в графике.
Таблица № 3. Показатели уровня запоминания текста наизусть. (музыкальный материал – Д. Кабалевский «Ежик») | ||
Время (в минутах) | Количество тактов (освоенные наизусть обычным способом) | Количество тактов (освоенные наизусть с помощью декламации) |
10 20 30 40 | 2 4 6 8 | 8 |
Нужно отметить, что декламационные материалы будут давать результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа – помимо прямого назначения – для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект – вызывает интерес у ребят и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное значение для адаптации на уроке.
Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но главный акцент делается на развитее музыкальных способностей. Если в нотном примере нет текста, то ребенок с трудом запоминает наизусть.
Довольно часто стихотворные тексты сочиняются по необходимости специально для детей и студентов, сочиняются, так как в этом есть потребность и для восполнения методических материалов. Они представлены в таблице.
Автор | № п/п | Декламационный материал | Методическое назначение |
И.Д. Перфильева | 1 | Ветерок игриво Листьями звенит, Плавно и красиво Музыка звучит | Отрабатывается плавность в игре легато |
2 | Нежно песенку пою Очень музыку люблю | Исполнение dolce – нежно | |
3 | Баю, баю, баю, бай Спи, мышонок, засыпай | В характере колыбельной | |
4 | Цапля важная прошла И лягушку не нашла А с лягушкой лягушонок, Он расплакался спросонок | Отработка legato в скачках на октаву, терцию | |
5 | Упражнение играю, Свои пальцы обучаю, Надо их тренировать На legato все играть | Стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев | |
6 | Не смотри на цифры хмуро Поучи аппликатуру Ты узнаешь очень скоро Пальцы гаммы до мажора | Отработка смены позиции | |
7 | Побежали за ворота И увидели енота Испугался сам енот, Убегает от ворот | Развитие беглости пальцев в игре legato | |
8 | Листики падают, с ветром закружатся С гаммою пальчики скоро подружатся Я подскажу им: здесь левой на первый, А в правой – на третий, второй и на первый | Отработка аппликатуры в прямом движении в гамме с помощью повторения звука и с поддержкой аппликатуры | |
9 | Ты басы запомнил точно Соль, си, ре, фа, ля –построчно Между ля и до, ми, соль Си – над всеми, как король | Знакомство с басовым ключом | |
10 | Этот домик, видишь, новый. Называется басовый. В нем на разной высоте Разместились нотки все Соль – на первой, ля – чуть выше Си – вторая, до – повыше Ре – на третьей, ми – повыше На четвертой фа услышим Соль – повыше, ля – на пятой, Си – над всеми. Вот занятно. Мы освоим ключ басовый И этюд сыграем новый | Освоение нот в басовом ключе | |
11 | Играть в ансамбле интересно, Но вот настал и тот момент, Когда ты сам сыграешь песни, А к ним и аккомпанемент | Знакомство с игрой в ансамбле | |
Л. Хреско
| 12 | Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей Первый палец – боковой – Называется большой Палец второй – Указчик старательный, - Не зря называют его Указательный. Третий твой палец – Как раз посредине, Поэтому средний Дано ему имя Палец четвертый Зовут безымянный, Неповоротливый он И упрямый. Совсем как в семье Братец младший – любимец По счету он пятый Зовется мизинец | Знакомство с пианистическим аппаратом |
13 | «Фортепиано и рояль» Пианино и рояль С виду спутаешь едва ль, Ведь нельзя же со слоном Спутать трехэтажный дом! Пой под музыку, пляши – Инструменты хороши! Их нетрудно различать, Но попробуй-ка сыграть Сразу скажешь: «До чего же Меж собой они похожи!» Лишь дотронешься до клавиш- Сразу их звенеть заставишь А педаль нажмешь ногой – Станет звук совсем другой. Все – и взрослые и дети – Инструменты любят эти. Только знай: у них давно Есть название одно, Не забудь: фортепиано Произносится оно. Форте – это значит громко, - Заучи, не будь лентяй А пиано значит тихо, - Ты, дружок, запоминай. Если руки мыл под краном Подходи к фортепиано! Ну-ка, кто там стал опять Громко крышкою стучать? Если крышка упадет
| Знакомство с инструментом, на котором играет пианист | |
|
| Больно пальчики прибьет Эти правила просты Выполнять их должен ты? Играй по слогам Видишь, черных клавиш Длинный ряд? Тронь легонько пальчиком Все подряд Ударяй тихонько Стук – стук - стук И в ответ послышится Нежный звук Звуки ты внимательно Слушай сам И играть научишься По слогам! |
|
14 | «Море и небо» (Кашалот) Вот из темных вод Поднимается с волною кашалот… А вокруг тепло, светит солнышко Стаи птичек летят в вышину… Ночью звездочки, днем ни облачка, Ветерок чуть колышет волну... Но кашалоту все равно Он уплывет опять на дно… | Знакомство с понятиями: звуки «низкие» и «высокие» | |
И.Д. Перфильева | 15 | Низко и гулко так глубоко, Дальше повыше, играем светло Вверх поднимаемся, как в облака, Эта игра весела и легка. Вниз опускаемся мы с высоты, Звуки пониже прослушаешь ты, Вот и внизу и конец все игры. Все. | Знакомство с клавиатурой, регистрами |
А. Кончаловская | 16 | У рояля много клавиш, Ты их всех звенеть заставишь В крайних слева бас звенит, Будто он всегда сердит В крайних справа звук высок, Словно птичий голосок В средних клавишах как раз Тот же голос, что у нас. | Знакомство с регистрами |
И.Д. Перфильева | 17 | Загадки Села Ляля за рояль Не смогла достать… (педаль) Был Сережа очень горд, Взял он правильный … (аккорд) Певцом – сказителем Я жил среди славян Теперь я инструмент, зовут меня… (баян). Вера с Валей этим летом Научились петь… (дуэтом) 5.Катя с музыкой дружна, Колыбельную она Пропоет для брата Яна Очень тихо, на … (пиано) 6. Захотела вдруг Марина Поиграть на … (пианино) 7. Вдруг Денис услышал вальс И остался он довольным, Потому, что он узнал, Что его размер… (трехдольный). Песни про героев спорта Вася громко пел на … (форте) Всем Наташа очень быстро Показала три … (регистра) Коля взялся очень рьяно За игру на… (фортепиано) На черную клавишу влез И громко сказал: Я - … (диез) Очень низок и могуч С нотой «фа» какой же ключ? (басовый) 13.Найти меня в нотах изволь, Зовут меня просто - … (бемоль) Он помощник нам отличный С нотой «соль» есть ключ (скрипичный) Ты, Олег, конечно, прав, Знаешь восемь ты … (октав) Я веселье и задор А зовут меня … (мажор) Я для папы и для мамы вечерком сыграю… (гаммы) Труд, терпенье и таланты Вот и вышли… (музыканты) | Проверка знаний терминологии у начинающих пианистов |
Исследовав вопрос использования декламации, нам удалось сделать выводы о полезности данного метода.
С помощью декламации узко специальные задачи решаются в ходе работы (ритм, темп, артикуляция, ровность исполнения, свобода аппарата как следствие переключения внимания).
Раскрывается единство замысла. Восприятие образа усиливается за счет сопровождения созвучным по образу стихотворным текстом.
Игра становится осмысленной. Ученик в игре демонстрирует понимание задач.
Метод помогает исследовать пути развития ученика, помогает создавать ситуацию поиска.
Подобная работа способствует эмоциональному пробуждению личности в процессе чтения и игры.
Педагог и ученик проявляют себя в сотворчестве, вместе совершают выбор.
Художественные произведения поэтического и музыкального направления помогают наполнить урок ценностным
Путь в музыку от образа словесного к образу выразительному становится наиболее понятен.
Чтение как средство усвоения музыки через образы и эмоциональный настрой дает прекрасный результат.
Декламация на уроке фортепиано позволяет получить дополнительную информацию по изучаемому вопросу.
Важнейшая сторона – побуждение к действию, стимулирующее значение довольно велико.
С помощью данного метода усиливается слуховое восприятие музыки, так необходимое на начальном этапе развивается искусство слушать и слышать.
Метод помогает определить основную направленность мысли, основной эмоциональный тон (при условии созвучности образов стиха и музыки), помогает передать динамику чувств.
С помощью данного метода практически полностью преодолевается психологический барьер, в игре ученика в условиях урока.
Поиск альтернативных технологий помогает педагогу проявить себя творчески, построить работу на основе особой заинтересованности.
Метод особенно необходим в работе с начинающим пианистами.
Вызывает у ребенка интерес к знаниям.
Развивает кругозор учащегося.
Способствует гармоническому развитию личности в процессе комплексного обучения.
- Введение
- Нами была разработана программа по формированию певческого навыка у исследуемых детей. Мы использовали различные методы и приемы при проведении занятий.
- Приложение 3
- Приложение 5
- Психологические условия развития музыкальных способностей
- Глава 1. Психологическая природа музыкальных способностей
- Глава 2. Психологические условия развития музыкальных способностей
- Глава 4. Психологическая природа музыкальных способностей
- 1.1. Психологическая специфика музыки как особой сферы деятельности
- Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах на занятиях кружка "Веселый оркестр"
- Танцевальная композиция «Новогодняя ночь» о.Усовой
- Он трепал берез макушки ш-ш-ш-ш: качают руками над головой
- Песня «Фонарики»
- Распевка «Луноход»
- Слушание: Глюк «Мелодия» - познакомить с легендой о созвездии «Лира»
- Прекрасную музыку можно исполнять на разных инструментах, важно, чтобы в этой музыке была душа
- «Стеклянное королевство» Конспект занятия для старшей группы
- Просмотр отрывка из фильма «Руслан и Людмила»
- Песня «Пузатый чайник»
- Игра «Музыкальная тропинка» автор Беляев
- Игра «Угадайка»
- «Стеклянное королевство» Конспект занятия для старшей группы
- Просмотр отрывка из фильма «Руслан и Людмила»
- Песня «Пузатый чайник»
- Игра «Музыкальная тропинка» автор Беляев
- Игра «Угадайка»
- Музыкальные способности и методы их развития
- Глава 1. Музыкальные способности человека. Их представление в общественной и специальной литературе.
- 1.1 Способности как психолого-педагогическая категория.
- 1.2 Музыкальные способности и их классификация
- 1.3 Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей человека.
- Глава II. Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей.
- 2.1 Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей.
- 2.2 Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению.
- 2.3 Изучение или проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом
- Заключение
- Список литературы
- Диплом: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
- Глава 1. Теоретические основы развития способностей средствами музыкального фольклора
- Глава 2. Педагогическая технология развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
- Глава 1. Теоретические основы развития способностей средствами музыкального фольклора
- 1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
- 1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора
- 1.3. Классификация и терминология детского музыкального фольклора
- I. Календарный фольклор
- II. Потешный фольклор
- III. Игровой фольклор
- 1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
- Глава 2. Педагогическая технология развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
- 2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
- Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки
- Проценты Высокий Средний Низкий
- 2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
- Программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
- 2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
- Библиография
- 26. Горький а.М. Заметки. Т.2. – с. 382.
- 37. Домострой. – Минск: тпц «Полифакт», 1991. – с.1
- 60. Мельников м.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 – с. 1. 61.
- Приложение
- Кончаловская н.
- Ученый кузнечик
- Лесенка
- К нам гости пришли
- Выше города плетень,
- Слушай, слушай,
- Определи инструмент
- Чья очередь
- Петя-пастушок
- Прогулка.
- Дипломная работа
- Глава 1 Основы теории музыкального воспитания |дошкольников
- Глава 1 основы теории музыкального воспитания дошкольников
- § 1Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников
- § 2 Музыкальная деятельность дошкольников структура и виды музыкальной деятельности
- Глава 2 особенности различных программ по музыкальному воспитанию дошколоников
- § 1 Содержание некоторых программ по музыкальному воспитанию дошкольников
- § 2 Сравнительная характеристика программ по музыкальному воспитанию дошкольников.
- Глава 3 реальное состояние музыкального воспитания детей дошкольного возраста
- § 1 Музыкальное воспитание дошкльников в детских садах г.Реж
- § 2 Рекомендации по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников
- Музыкально-сенсорные способности