logo
муз обр ДОУ ВКРы

§ 2 Рекомендации по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников

Посетив музыкальные занятия в детских садах, я заметила, что большинство занятий проходят однообразно и очень мало используются игровые формы обучения. Пользуясь свободой в составлении плана занятия, педагоги часто большую часть времени занятия уделяют пению. Таким образом разучивание песни длится 10-15 минут, дети начинают отвлекаться быстро утомляются. К.Ф.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так – ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью». Исходя из этого утверждения и из собственной практики работы с дошкольниками в ДМШ я рекомендую все виды детской музыкальной деятельности организовывать в игровой форме. Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. Об этом много говорится и пишется, но на практике применение игровых форм на занятиях носит исключительный характер.

В своей практике на каждом занятии я с ребятами «отправляюсь» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятии имеют игровую форму. Например, песни мы разучиваем по фразам, как эхо, а не повторяем просто так 1 куплет по три раза, для выполнения ритмических упражнений мы превращаемся в радистов и т.д. Каждое занятие пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекает из другого. Занятия получаются очень содержательными и интересными. Это важно для запоминания учебного материала. Память ребенка – это его интерес. Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствуют поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивая запоминание. В тоже время следует помнить, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому важно не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания. Как мы видели из предыдущей главы, на музыкальных занятиях практически не используются дидактические карточки и наглядные пособия, предусмотренные во всех программах по музыкальному воспитанию дошкольников. Это отрицательно сказывается на усвоении знаний и навыков. У детей в этом возрасте еще преобладает непроизвольное внимание, поэтому необходимо поддерживать его посредством наглядных пособий и действий самих детей с дидактическими материалами. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На практике я наблюдала это на примере движений под музыку: в одном садике музыкальный руководитель любит и умеет танцевать, когда то занималась хореографией, и дети на ее занятиях танцуют все так, будто посещают специальные занятия хореографии. В другом же садике музыкальный руководитель равнодушен к танцам и дети на его занятиях исполняют танцевальные движения нечетко, невыразительно.

ВЫВОДЫ

Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольных учреждениях города Реж, изучив методики музыкального воспитания дошкольников, я пришла к выводу, что пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни. На мой взгляд необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;

4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

5. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980;

6. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие - М.: 1978;

7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

8. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов /под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

9. Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции – М.:1922;

10. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

11. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

12. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

13. Музыка – детям: сборник статей вып.1 / сост. Л.Михеева – Л.:Музыка, 1970;

14. Музыка – детям: сборник статей вып.3 / сост.Л.Михеева – Л.:Музыка, 1976;

15. Музыка – детям: сборник статей вып.4 / сост.Л.Михеева – Л.:Музыка, 1981;

16. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

17. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания//Восприятие музыки – М., 1980;

18. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

19. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

20. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;

21. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 2000;

22. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998;

23. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;

24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

25. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985;

26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

27. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкльноговоспитания – М., 1989.