logo
monografia_MPGU-05_03_121

3.5.Особенности стратегий самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности

Изменения в функциях педагогической деятельности стимулируют развитие у педагога инициативы, ответственности, одновременно способствуя появлению негативных феноменов: демонстрации превосходства, обесценивания успехов, амбициозности, с одной стороны, страха удачи, выученной беспомощности, конформности, с другой.

Традиционно под самоутверждением личности понимают стремление индивида к высокой оценке и самооценке и вызванное этим стремлением поведение. По мнению Н.Е. Харламенковой, самоутверждение личностиэто стремление субъекта к получению подтверждения о собственной ценности посредством установления эквивалентных отношений между оценкой Я и объектами, обладающими ценностью [49].

Отсутствие у педагогов потребности в поддержании ценности Я, в сохранении чувства собственного достоинства, в развитии профессиональной идентичности, либо, наоборот, ярко выраженная гиперпотребность в самоутверждении, могут существенно отразиться на профессиональном развитии.

Гипотеза исследования состояла в том, что различия в стратегиях самоутверждения педагога в процессе инновационной деятельности обнаруживаются не только в типичных для него коммуникативных стратегиях, но и в особом проявлении личностных черт, которые могут объяснять специфику профессионального развития педагога.

Выборка включила в себя 30 воспитателей ДОУ и 30 учителей общеобразоватеных школ, внедряющих инновационные программы.

Для диагностики стратегий самоутверждения личности использовался опросник «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой, адаптированный к целям исследования. Тест применялся для диагностики стратегий утверждения Я. Он включает 36 общих вопросов и 12 вопросов, отражающих особенности поведения педагога в условиях инновационной деятельности. Каждый из вопросов имеет 5 вариантов ответов, и позволяет оценить способы самоутверждения личности по пяти параметрам: умение отказывать в просьбе; общее самоутверждение; умение обратиться с просьбой, попросить о помощи в «сервисных» ситуациях и выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев); выражение положительных чувств (радости, сочувствия); инициация социального общения; особенности поведения педагога в различных инновационных ситуациях.

После обработки результатов у каждого испытуемого определялась выраженность всех трех стратегий самоутверждения – самоподавления, агрессивной и конструктивной.

Стратегии самоподавления (в том или ином объеме) присутствуют в поведении любого человека. Нормальное (по частоте) проявление этой стратегий просто необходимо. Оно позволяет человеку ориентироваться в незнакомой среде (межличностных отношениях, профессии и проч.), усваивать правила и нормы поведения, принятые в новом коллективе, поддерживать необходимый уровень коммуникации в дискомфортной, стрессовой ситуации.

Стратегия самоподавления проявляется в неумении сразу ответить на необоснованно предъявляемую просьбу или требование, в актуализации страхов, связанных с необходимостью спросить или попросить, с фрустрированностью потребностей и «зажатостью» аффектов, а также с неуверенностью за правильность мыслей и действий, вследствие чего они соответственно не высказываются и не производятся. Актуализация стратегии самоподавления снижает инициативу вообще, и в частности в межличностных контактах – в сфере интимных, деловых, семейных и прочих отношениях. Неуверенные реакции фрустрируют не только потребности и чувства, но и желания, связанные с утверждением себя в собственных глазах.

Личность, часто прибегающая к стратегиям самоподавления, имеет богатый опыт интроецирования, который создает ложное представление о силе Я, а на самом деле провоцирует человека на самоотрицание.

Агрессивные стратегии, также как и стратегии самоподавления – обязательный атрибут самоутверждения полноценно функционирующей личности. В жизни действительно встречаются люди, с которыми бывает трудно установить близкие доверительные отношения. Их оружие – унижение, оскорбление, презрение, сарказм и ирония. Бывает трудно разобраться в том, результат ли это высокого самоуважения, либо следствие низкой самооценки, которая компенсаторно реализуется в ущемлении прав других людей, в поиске источников власти и доминирования.

Как утверждает Н.Е. Харламенкова, демонстрация такой стратегии – это оценка личности на то, чего она стоит. Это – ситуация экспертизы, где решается вопрос о том, насколько хорошо человек справился с поставленными перед ним требованиями и задачами, изменив свою идентичность, переосмыслив и переоценив ценность собственного Я. Значит, если неуверенная стратегия обеспечивает «вход» в новую ситуацию (период, отношения и проч.), знакомство с обстановкой, требованиями, ориентировку, поиск, апробирование себя, то доминантная стратегия (в норме) – это ситуация «выхода» из периода ориентировки, проверка того, насколько хорошо были выполнены те или иные требования, произошло ли принятие новых социальных ориентиров.

Агрессивная стратегия операционально обнаруживается в стремлении унизать, отказав в необоснованной просьбе, в желании продуцировать негативные мысли и чувства, в снижении положительных оценок и чувств в отношении других людей, в наступательной инициации социального общения, где сразу устанавливаются неравновесные отношения. В агрессивной стратегии практически отсутствует аффилиация и установлена власть над ситуацией, людьми, миром в целом. Иными словами, агрессивные стратегии происходят на фоне переживания человеком высокой степени открытости опыту, возможно, вызванной необходимостью, демонстрируемой беззаботностью компенсаторного характера, и такой же эмоциональной устойчивостью, компенсирующей повышенный нейротизм, смелостью, низким чувством вины и нефрустрированностью. Агрессивные стратегии сопровождаются удачной экстернализацией конфликтов, которые и осуществляются посредством их проецирования вовне.

Личность, часто прибегающая к агрессивным стратегиям, имеет богатый опыт проецирования, сохраняющий ощущение всемогущества Я.

Самая весомая в совокупности стратегий самоутверждения личности занимает конструктивная стратегия. Она определяют тип личности и уровень ее психического здоровья. Конструктивность означает способность человека поддерживать ценность собственного Я, не снижая ценности Я другого человека.

Конструктивность проявляется на всех этапах жизни и означает обретение собственной ценности и способность действовать в соответствии с ней. Операционально конструктивность проявляется в умении сказать «нет» в ответ на необоснованную просьбу, в способности уверенно действовать в строго регламентированных, так называемых «сервисных» ситуациях, в умении адекватно выражать собственное мнение, позитивные и негативные мысли и чувства, в способности легко и спонтанно коммуницировать.

Актуализация конструктивных стратегий происходит в период обретения новой ценности и в ситуациях, не требующих от человека ориентировок и оценки. Безусловно, нельзя утверждать, что конструктивные стратегии не возникают ни в период «входа» в новые условия жизни, ни в период оценки успешности формирования новой ценности. Однако их задача в сложные периоды жизни состоит в согласовании всех трех стратегий, в оценке ситуации и в контроле за объемом неуверенности и доминантности.

Конструктивная линия поведения требует ответственности и решительности в совершении действий, она – наступательная сторона самоутверждения личности, соседствующая с ее оборонительными стратегиями – неуверенностью и доминантностью.

Итак, конструктивность основана на осознании чувства собственного Я, на понимании своей идентичности как твердо усвоенного и принимаемого образа себя. Люди, сделавшие конструктивные стратегии основой взаимоотношений с миром, интегрируя их с неуверенными и доминантными проявлениями Эго, имеют богатый опыт взаимной работы механизмов проекции и интроекции.

Основные результаты исследования стратегий самоутверждения педагогов представлены на рис.1, 2.

Рис.1. Показатели выраженности стратегии самоутверждения воспитателей и учителей.

Как видно на рисунке 1, более ярко из всех трех стратегий выражена агрессивная стратегия. И ярче эта стратегия выражена у воспитателей. Стратегия конструктивного самоутверждения вторая по выраженности и наиболее выражена у учителей. Стратегия самоподавления не выражена ни у воспитателей, ни у учителей.

Наименее выражена стратегия самоподавления, и менее всего она выражена у учителей. Ярче всего у учителей выражена стратегия конструктивного самоутверждения, а у воспитателей выражена агрессивная стратегия или стратегия доминирования.

На основе полученных нами данных можно проинтерпретировать особенности актуализации конструктивной стратегии самоутверждения личности в инновационном процессе и в ходе его последующей профессиональной деятельности, сравнивая эту стратегию с двумя другими – самоподавления и агрессивной.

Конструктивные стратегии самоутверждения личности основаны на работе механизмов интернализации/экстернализации, т.е. сбалансированного переноса на внешний объект источников негативных переживаний и принятия в себя источников позитивных переживаний.

Рис.2. Показатели выраженности стратегии самоутверждения воспитателей и учителей в процессе инновационной деятельности.

Профессиональное развитие также обеспечивается за счет слаженной работы механизмов проекции и интроекции, прежде всего потому, что специалисту очень нужна и полезна новая информация, без которой ему трудно обеспечивать полноценный профессиональный и личностный рост. Процесс усвоения информации осуществляется за счет процесса интернализации и селекции. При этом необходимо контролировать собственную неуверенность, тревогу, избыточное напряжение. При конструктивном самоутверждении она успешно выносится вовне, и этот перенос позволяет избавиться от волнения путем проработки спроецированного на другой объект материала и его интеграции в себя. Сравнивая конструктивное и доминантное самоутверждение важно уточнить, что последнее не обязательно предполагает последующую интернализацию вытесненного, а первое – невозможно без нее.

В состоянии конструктивного утверждения Я субъект относится к другому также, как он относится к себе, ощущая себя свободной, всегда имеющей право на выбор, личностью. Неудачи, сомнения, тревоги разумно оцениваются как необходимый атрибут любого поступательного движения, показатель личностного роста, которые не стоит гиперболизировать, но необходимо учитывать.

В инновационном процессе нарастание доминантных стратегий ощущается как препятствие для усвоения новой информации. В этом случае педагог противится принятию нового, рассматривая его как угрозу ценности Я. Новое знание не интегрируется в уже существующую систему знаний, а либо искажается в соответствии с имеющейся информацией, либо отвергается. Снижение конструктивных стратегий может происходить вследствие нарастания интернализации, т.е. неконтролируемого присвоения, бессистемного некритичного поглощения информации.

Профессиональное развитие педагога, реализующего стратегии самоподавления, имеет свои особенности. Они определяют отношение к профессиональному росту, его специфическое понимание и отношение к другим людям, участникам этого процесса. В этом отношении отражаются установки на инкорпорацию, на беспорядочное поглощение информации, которая не может усвоиться вследствие отсутствия внутренней структуры, внутренних предпочтений, селективных барьеров. Неуверенность проявляется и в отсутствии собственной позиции, в стремлении к конформному поведению, в некритичном принятии мнения партнера, мнения группы.

Тем не менее, в процессе личностного и профессионального роста невозможно обойтись без самоподавленческих и агрессивных стратегий, поскольку наряду с деструктивными приемами они выполняют важные функции. Стратегии самоподавления отвечают за процесс принятия информации, когда профессионалу предпочтительнее быть открытым к ней. В этом случае конформные установки выполняют функции ориентации в среде, позволяя понять, а затем селективно принять нормы и правила поведения в определенной группе. Агрессивные стратегии осуществляют поиск эквивалентного объекта, на котором можно апробировать полученную информацию. Отсутствие у учителей стратегий самоподавления может привести к отрицанию любой информации и способов работы с ней.

Таким образом, в инновационной педагогической деятельности оптимальным является сочетание всех трех стратегий, среди которых ведущая роль отводится конструктивному поведению.