logo
monografia_MPGU-05_03_121

Заключение

1. Теоретический анализ содержания понятия «психолого-педагогическая инноватика» показал, что развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Была определена необходимость осознания того, что инновационные процессы требуют системного, целостного изучения с учетом факторов, касающихся как собственно нововведений, так и их социокультурной среды. Выявлено, что механизмы и условия формирования инновационной инновационной деятельности остаются недостаточно изученными. В результате до настоящего времени отсутствуют систематизированные научные представления о структуре и содержании новой отрасли знания – психолого-педагогической инноватике.

2. Анализ теоретических и практических предпосылок в психологической науке позволил установить, что формирование инновационной деятельноти связано с потребностью образовательной практики в экспертизе уровня развития составляющих инновационного образования (среда, обучающий, обучаемые); оценке коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки и определения эффективности; противоречие между запросом современного общества на компетентного психолога образования и недостаточным уровнем реальной готовности выпускников вузов к сопровождению инновационной деятельности в сфере образования все более обозначается; одной из основных причин недостаточной готовности практических психологов и педагогов к инновационной деятельности считается несоответствие традиционной парадигмы вузовской подготовки этих специалистов современным требованиям.

3. Выделены основные характеристики инновационной позиции (активность, целеполагание, свобода, саморазвитие). Установлено, что проявление инновационной позиции у студентов – будущих психологов образования определяется выраженностью его структурных компонентов (когнитивного, операционального, эмоционального и мотивационно-ценностного).

4. Определены особенности реализации инновационной позиции психологов образования через основные направления его деятельности (психологическое просвещение, психологическая профилактика, психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция и др.).

5. В исследовании предложен диагностический комплекс, включающий общеизвестные методики и авторские, такие как анкета «Отношение к инновациям» и проективная методика сочинение «Мое профессиональное будущее». Предложенный комплекс поможет более точно и качественно проводить диагностику сформированности инновационной позиции у студентов – будущих психологов образования.

6. Выявлено представление студентов об особенностях образа педагога-новатора, психологическом сопровождении инновационных процессов в образовательном учреждении, недостаточные знания о содержании инноваций, процессах, протекающих в инновационных образовательных учреждениях, о запросах субъектов инноваций, о формах помощи психолога участникам инновационного образовательного процесса. Установлены проблемы в реализации основных компонентов инновационной позиции (мотивационно-ценностного, операционального, когнитивного).

7. Формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня инновационной компетенции и отработки навыков психологического сопровождения инновационной деятельности, способствовал формированию готовности педагогов и психологов к участию в инновационной деятельности и ее сопровождению в образовательных учреждениях инновационного типа.

8. Программа формирования всех компонентов инновационной деятельности была направлена, прежде всего, на развитие позитивного отношения студентов – будущих психологов образования к инновациям, уверенности, умения правильно оценивать инновационную ситуацию и конструктивно разрешать противоречия, возникшие при ее реализации, развитие коммуникативных навыков, позволяющих воздействовать на участников инновационного процесса, рассмотрение специфики деятельности психолога образования в образовательных учреждениях инновационного типа, отработку навыков психологического сопровождения инновационной деятельности.

9. Дальнейшая работа по изучению разделов психолого-педагогической инноватики может быть посвящена следующим аспектам: изучению особенностей эмоционально-личностного компонента, рисков и страхов участников инновационного пространства, психологических барьеров; определению гендерных особенностей проявления инновационной деятельности; исследованию причин возникновения и особенностей проявления инновационной позиции на разных этапах профессионального становления.