1) Этапы онтогенеза общения (м.И. Лисина)
1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.
2. Ситуативно-деловое общение. В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.
3. Внеситуативно-познавательное общение. С появлением первых вопросов ребенка начинается, новый этап в развитии его общения со взрослым, побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации становится для него все тот же взрослый человек.
4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребенка — высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6—7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.
Младенческий возраст (До 1 года) – Ситуативно-личностное общение – Потребность в доброжелательном внимании
Ранний возраст (1 — 3 года) – Ситуативно-деловое общение – Потребность в сотрудничестве
Младший передний дошкольный возраст (3 — 5 лет) – Внеситуативно-познавательное общение – Потребность в уважении взрослого; познавательная потребность
Средний и старший дошкольный возраст (4 — 6 лет) – Средний и старший дошкольный возраст – Потребность во взаимопонимании и сопереживании
- 1) Дошкольное детство - начальный этап социальной жизни человека
- 2) Формы и методы работы доо по социально-коммуникативному развитию ребенка старшего дошкольного возраста
- 1) Характеристика типов эго-состояний (э. Берн)
- 2) Характеристика социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста (Галигузова, Смирнова)
- 1) Формы и функции межсубъектного общения
- 2) Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников
- 1) Классификация факторов социализации ребенка-дошкольника
- 2) Методы психолого-педагогической диагностики социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
- 1)Трансактный подход к построению личностно-развивающего взаимодействия с ребёнком
- 2) Характеристика социально-комуникативного развития детей раннего дошкольного возраста.(Галидузова, Смирнова)
- 1) Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
- 2) Характеристика социально-комуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.(Галидузова, Смирнова)
- 2) Стихийные факторы, влияющие на процесс социализации ребенка-дошкольника
- 2) Формы и методы работы в доо по социально-комуникативному развитию ребенка младшего дошкольного возраста
- 1)Оптико-кинетические средства общения
- 2) Основные направления работы доу по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии по фгос до
- 1)Развитие сюжетно-ролевой игры.
- 2)Патриотическое воспитание
- 3)Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
- 1) Условия, определяющие успешное социально-коммуникативное развитие дошкольника
- 2) Цель и задачи диагностики коммуникативного развития дошкольников
- 1) Пространственно-временные средства общения
- 2) Характеристика социально-коммуникативного развития детей сташего дошкольного возраста (Галигузова л.Н., Смирова е.О.)
- 1) Особенности общения дошкольника со сверстниками
- 2) Правила личностно-ориентированного общения с ребенком( ю.Б. Гиппенрейтер)
- 1) Фонационные средства общения
- 2) Средства социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
- 1) Коммуникативные способности детей дошкольного возраста
- 2) Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в доо
- 1) Этапы онтогенеза общения (м.И. Лисина)
- 2) Формирование у дошкольников основ безопасности поведения в быту, социуме, природе
- 1) Роль и место целенаправленных процессов (обучение воспитание) в процессе социализации ребёнка-дошкольника
- 2) Задачи патриотического воспитания
- 1) Критерии социально-коммуникативного развития дошкольников
- 2) Направления педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей
- 1) Доо как среда коммуникативного развития дошкольника
- 2) Система работы по повышению коммуникативной компетентности педагогов доо
- 1) Направления работы по коррекции коммуникативного поведения дошкольников
- 1) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
- 1) Структурные компоненты социального развития ребенка дошкольника
- 2) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания