1) Характеристика типов эго-состояний (э. Берн)
Эрик Берн создал концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Она включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития.
Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".
"Родитель" - "эго-состояние" заимствовано у родительских фигур и воспроизводит чувства, установки, поведение и реакции этих людей. Родитель – это роль, которая как бы копирует поведение наших родителей, и других авторитетных для нас личностей. Оно перенимается целиком, без каких бы то ни было изменений. Родительское состояние иногда помогает принимать решения, оно хранит традиции и ценности и в этом качестве является важным для воспитания детей.
Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!". "Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для "Родителя" характерны высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; "Какой вздор"; "Бедняжка".
"Ребенок" – Эго-состояние является следом детства индивида и воспроизводит его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития. Детское эго-состояние делает поведение человека таким, каким оно было в детстве. Детское эго-состояние у взрослых проявляется лишь мимолетно, так как вести себя по-детски не принято. В детском эго-состоянии человек тяготеет к употреблению коротких слов и междометий вроде «ого!», «здорово!», «фу ты!» и произносит их тонким детским голосом. 1. Естественный ребенок – предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. 2. Адаптированный ребенок – предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью "адаптированного ребенка" является "бунтующий" против родителей "Ребенок". Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело". Взрослое "Я-состояние" – способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь "Взрослого" состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.
Родительское эго-состояние часто путают со Взрослым, особенно если Родитель спокоен и внешне ведет себя рационально. Тем не менее Взрослый, не только рационален, у него еще и отсутствуют чувства.
"Взрослый" – это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить.
- 1) Дошкольное детство - начальный этап социальной жизни человека
- 2) Формы и методы работы доо по социально-коммуникативному развитию ребенка старшего дошкольного возраста
- 1) Характеристика типов эго-состояний (э. Берн)
- 2) Характеристика социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста (Галигузова, Смирнова)
- 1) Формы и функции межсубъектного общения
- 2) Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников
- 1) Классификация факторов социализации ребенка-дошкольника
- 2) Методы психолого-педагогической диагностики социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
- 1)Трансактный подход к построению личностно-развивающего взаимодействия с ребёнком
- 2) Характеристика социально-комуникативного развития детей раннего дошкольного возраста.(Галидузова, Смирнова)
- 1) Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
- 2) Характеристика социально-комуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.(Галидузова, Смирнова)
- 2) Стихийные факторы, влияющие на процесс социализации ребенка-дошкольника
- 2) Формы и методы работы в доо по социально-комуникативному развитию ребенка младшего дошкольного возраста
- 1)Оптико-кинетические средства общения
- 2) Основные направления работы доу по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии по фгос до
- 1)Развитие сюжетно-ролевой игры.
- 2)Патриотическое воспитание
- 3)Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
- 1) Условия, определяющие успешное социально-коммуникативное развитие дошкольника
- 2) Цель и задачи диагностики коммуникативного развития дошкольников
- 1) Пространственно-временные средства общения
- 2) Характеристика социально-коммуникативного развития детей сташего дошкольного возраста (Галигузова л.Н., Смирова е.О.)
- 1) Особенности общения дошкольника со сверстниками
- 2) Правила личностно-ориентированного общения с ребенком( ю.Б. Гиппенрейтер)
- 1) Фонационные средства общения
- 2) Средства социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
- 1) Коммуникативные способности детей дошкольного возраста
- 2) Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в доо
- 1) Этапы онтогенеза общения (м.И. Лисина)
- 2) Формирование у дошкольников основ безопасности поведения в быту, социуме, природе
- 1) Роль и место целенаправленных процессов (обучение воспитание) в процессе социализации ребёнка-дошкольника
- 2) Задачи патриотического воспитания
- 1) Критерии социально-коммуникативного развития дошкольников
- 2) Направления педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей
- 1) Доо как среда коммуникативного развития дошкольника
- 2) Система работы по повышению коммуникативной компетентности педагогов доо
- 1) Направления работы по коррекции коммуникативного поведения дошкольников
- 1) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
- 1) Структурные компоненты социального развития ребенка дошкольника
- 2) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания