Обучение при традиционной и рейтинговой системе оценки знаний студентов
Рейтинг - это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений в классификационном списке обучающихся.
Рейтинговая система оценки (далее РСОЗ) - это система присвоения баллов за каждый вид учебной деятельности в соответствии с их значимостью в общей профессиональной подготовке студентов.
Итоговый рейтинг студента складывается из оценок по следующим составляющим: баллы за лекционный курс, баллы за практические занятия, баллы за контрольные работы, баллы за тестирование и баллы за олимпиадные задания (по желанию студентов).
Выбор данных форм обучения основывается на необходимости:
а) использовать традиционные для вузовской системы формы обучения, которые не противоречат РСОЗ (лекции, практические занятия, контрольные работы);
б) использовать новые формы работы, позволяющие осуществить более объективную оценку и выявляющие не только репродуктивные способности студентов, но интеллектуальные умения, экономящие время оценки (текущее и экзаменационное итоговое тестирование);
в) использовать формы обучения, восполняющие отказ от устных ответов на экзамене, поддерживающие необходимые учителю навыки устной речи (монолог-защита, вопросно-ответные формы);
г) использовать новые формы, которые позволяют осуществить в рамках РСОЗ индивидуализацию обучения и помочь реализовать творческие способности студентов (олимпиадные задания).
Каждая лекция начинается с блиц-опроса, который занимает не более 5 минут. Его цель: во-первых, позволить студентам своевременно прорабатывать лекционный материал дома, что, с одной стороны, способствует лучшему его усвоению; а с другой стороны, готовит студентов к восприятию новой лекции; во-вторых, проверить степень осмысления материала предыдущей лекции, чтобы своевременно скорректировать образовательный процесс, выявив какие-либо ошибки и недостатки в восприятии; в-третьих, проверить посещаемость студентов, не тратя специального времени.
Для блиц-опроса выбираются такие тесты, чтобы ответ на них был коротким и не был репродуктивным.
Через 30 секунд после последнего прозвучавшего вопроса ответы сдаются преподавателю на отдельных листочках, где кроме всего указана фамилия студента, номер его группы, дата.
Оценивается лекция следующим образом: 1 балл – посещение лекции, от 0 до 2 баллов - ответ на вопрос. Так, например, ответив правильно на 2 вопроса, студент получает 5 баллов максимально. 1 балл получает студент, не ответивший ни на один вопрос, но присутствующий на лекции. У студента, пропустившего лекцию по неуважительной причине, из общего количества баллов вычитается 5 балла. Студенты, пропустившие лекцию, должны показать конспект лекции в течение одной недели. Опоздание на 1 неделю приводит к тому, что количество баллов умножается на «штрафной» коэффициент = 0,9, при опоздании на 2 недели умножается на 0,8 и т.д.
Итоговой формой проверки знаний является экзаменационное тестирование, которое заменяет собой устный ответ на экзамене и зачете. Оно представляет собой три варианта теста по всему изучаемому разделу. В экзаменационный тест выбираются задания практического и теоретического характера, выбранные из большого списка тестовых вопросов, представленных студентам еще в начале семестра. Предполагается, что, изучая теоретический материал, студенты постепенно выполняют самостоятельно все задания. Ключи к тестам не выдаются, но можно проконсультироваться у преподавателя, который скорректирует процесс обучения: либо вынесет этот вопрос на общее обсуждение, либо подскажет студенту ход рассуждений.
При составлении экзаменационного теста и определении критериев оценки мы исходили из следующих положений. Во-первых, каждый вопрос оценивается в 1 балл. Его получает студент, правильно выполнивший все тестовое задание. Таким образом, максимальное количество баллов равно количеству вопросов + 5 (баллы за техническую точность) - 45 вопросов, следовательно, 45 + 5 = 50 баллов - это предельная оценка за тест. Во-вторых, учитывая разнообразный характер тестовых заданий (в одном нужно выбрать один из двух вариантов ответа, в другом, к примеру, - пять из десяти), мы предложили для большей объективности оценивать ответы так. 1 или 0 баллов за тест, предполагающий только один вариант ответа (из любого количества предложенных вариантов). Например:
Выбери правильный ответ.
1. Чтение – это процесс ………………… графически зафиксированного текста в звуковую речь, ее понимание (при чтении вслух), или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления (при чтении про себя).
А) восстановления, Б) перекодирования, В) воспроизведения, г) расшифровки
Правильным является ответ – Б). За правильно выбранный ответ студент получает 1 балл.
От 1 до 0, т.е. 0,99; 0,98; 0,97 и т. д. оцениваются вопросы, предполагающие несколько правильных ответов. Единица делится на количество правильных ответов. Полученное число - это цена каждого правильного ответа. Из единицы вычитаются все неправильные ответы, например:
I. Назовите механизмы, играющие решающую роль при чтении:
А) зрительный, Б) слуховой, В) речедвигательный, Г) речеслуховой, Д) смысловой.
Правильными являются ответы - А), В), Г), Д).
Следовательно, 1: 5== 0,2 балла за каждый неправильный ответ будет изыматься из единицы. Допустим, студент ответил «А, Б, Г, Д», тогда балл высчитывается так: 1- (1 не названный правильно ответ, т.е. 1 х 0,2 = 0,2 ) = 1- 0,2 =0,8 балла.
В случае если студент не доволен суммой баллов и соответствующей ей оценкой, он может добрать баллы с помощью олимпиадных заданий. Эта форма обучения носит творческий характер. Оставаясь в рамках изучаемого раздела, студент после консультации с преподавателем выполняет задание на тему, расширяющую его представление о каких-либо явлениях.
Разрабатывая самостоятельно новую тему, он может выбрать любую форму выражения: реферат, составление собственных тестов, доклад на студенческой научной конференции и т.д. Эта форма, как показывают наши наблюдения, востребуется не только студентами, которые недобирают необходимых баллов, но и студентами, проявляющими интерес к предмету. В последнем случае олимпиадные задания становится способом самовыражения, а не только способом повышения собственного рейтинга. В течение семестра каждый студент может выполнить только одно олимпиадное задание, которое оценивается максимально в 20 баллов. С нашей точки зрения, сумма за этот вид работы не должна быть больше суммы баллов за контрольную работу, хотя и потребует иногда больших умственных затрат: баллы за олимпиадные задания не должны позволить студенту, выполнившему экзаменационный тест и контрольные работы на «удовлетворительно», получить итоговую оценку «отлично». С помощью дополнительных творческих заданий можно повысить оценку только на один балл.
Данная система обучения и оценки предполагает достаточно большой спектр форм отчетности, которые сочетают разные виды деятельности и требуют проявления разных способностей, все это позволяет студентам набирать баллы в тех областях, которые им больше нравятся, интересны и доступны.
Преподаватель вносит все результаты в специальную сводную таблицу, а студент вписывает свои достижения в «Лист контроля успеваемости».
Оценка деятельности студентов позволит деканату проводить промежуточные аттестации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методика чтения и литературы. Теория.
- Пояснительная записка
- Обучение при традиционной и рейтинговой системе оценки знаний студентов
- Лекция №1 Современная система обучения чтению и литературе
- Лекция №2 Анализ современных программ по чтению и литературе
- Лекция №3. Качества полноценного навыка чтения
- Лекция № 4 Пути формирования полноценного навыка чтения
- Лекция № 5 Научные основы анализа художественного произведения
- Лекция №6. Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах
- Лекция № 7 Обучение школьников различным видам творческих работ
- 1. Виды творческих работ, используемые на уроках чтения
- Лекция №8 Урок чтения в современной школе
- Глава. Особенности работы над произведениями разных родов и жанров Лекция №9 Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах
- Лекция №10. Методика работы над сказкой
- Лекция №11. Методика работы над басней
- Лекция №12. Методика чтения стихотворений в начальных классах
- Лекция № 13 Работа с малыми фольклорными жанрами
- Лекция №14. Общие подходы к современной системе формирования читательской самостоятельности младших школьников
- Лекция №15 Основной метод работы с книгой на уроках внеклассного чтения в начальных классах
- Лекция №16 Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
- Оба полугодия 1 класса по системе 1-4)
- Лекция№17 Начальный этап обучения работе с детской книгой
- 2 Класс (1-4)
- 1 Класс 2 полугодие (1-3)
- Лекция № 18 Основной этап обучения работе с детской книгой
- Экзаменационные вопросы по разделу «Методика чтения и литературы»
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9.
- Карта самоконтроля (лекции)
- Карта самоконтроля (итоговый контроль)
- Содержание