Содержание
-
Пояснительная записка…………………………….
С.3
Обучение при традиционной и рейтинговой системе оценки знаний студентов…………………
С.4
Лекция 1.
Современная система обучения чтению и литературе…………………………………………….
С.7
Лекция 2.
Анализ современных программ по чтению и литературе…………………………………………….
С.13
Лекция 3.
Качества полноценного навыка чтения…………….
С.24
Лекция 4
Пути формирования полноценного навыка чтения..
С.38
Лекция 5
Научные основы анализа художественного произведения………………………………………….
С.56
Лекция 6.
Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах…………………
С.65
Лекция 7
Обучение школьников различным видам творческих работ……………………………………..
С.81
Лекция 8.
Урок чтения в современной школе………………….
С.98
Лекция 9.
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах…………………………………
С.105
Лекция 10
Методика работы над сказкой………………………
С.114
Лекция 11.
Методика работы над басней……………………….
С.121
Лекция 12
Методика чтения стихотворений в начальных классах…………………………………………………
С.127
Лекция 13
Работа с малыми фольклорными жанрами…………
С.136
Лекция 14.
Общие подходы к современной системе формирования читательской самостоятельности младших школьников………………………………...
С.149
Лекция 15
Основной метод работы с книгой на уроках внеклассного чтения в начальных классах…………
С.153
Лекция 16
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой…………………………………………………
С.157
Лекция 17
Начальный этап обучения работе с детской книгой.
С.163
Лекции 18
Основной этап обучения работе с детской книгой.
С.170
Экзаменационные вопросы по методике чтения и литературы …………………………………………..
С.185
Контрольная работа по методике чтения и литературы…………………………………………….
С.186
Тестовые задания……………………………………..
С.187
Карта самоконтроля………………………………….
С.195
Содержание……………………………………………
Приложение………………………………………….
С196
С.197
Приложение
ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
| 22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
14 | 25 | 17 | 19 | 13 | 8 | 2 | 10 | 3 | 23 | |
3 | 21 | 7 | 16 | 1 | 17 | 12 | 16 | 5 | 18 | |
18 | 12 | 6 | 24 | 4 | 1 | 15 | 20 | 9 | 24 | |
22 | 15 | 10 | 2 | 8 | 19 | 13 | 4 | 14 | 6 |
Тексты зрительных диктантов ( И.Т. Федоренко)
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 1 Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. |
8 9 10 11 11 12 |
4 4 5 5 5 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. |
12 13 13 14 14 15 |
6 6 6 7 7 8 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. |
15 16 16 16 16 17 |
8 8 8 8 8 8 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 4 Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. |
17 18 18 19 19 20 |
8 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 5 Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику. |
20 21 21 21 22 22 |
6 6 6 6 6 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 6 Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стерли пыль с доски. Колхозники работают на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле березовой рощи |
23 23 24 24 24 24 |
5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 7 Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело теплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело солнце. |
25 25 25 26 26 26 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 8 Идет дождик. Мы любим наш Киев. Бабушка печет пирог. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Быть здоровым очень важно. |
10 14 17 20 21 22 |
5 7 8 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №9 Вода в море соленая на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть с мылом. Красивы улицы нашего города. |
22 22 23 23 23 24 |
7 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 10 Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звезды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. |
24 24 24 25 25 25 |
5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 11 Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель. |
25 25 25 26 26 26 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 12 Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. |
26 26 27 27 28 28 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 13 Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Травы скашивают во время их цветения. Дедушка Филипп пасет коров. Люблю я в поле встречать восход |
28 29 30 31 31 32 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 14 Поднялась за рекой большая серая туча. В далекой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. |
32 33 33 33 34 34 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 15 Зацветет, зазеленеет наш веселый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. |
34 35 35 36 36 37 |
4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной. На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. |
36 36 37 37 38 38 |
5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор № 17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. |
38 39 39 40 41 42 |
5 6 6 6 7 7 |
1
2
3 4 5
6
| Набор № 18 На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идет группа туристов. Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом. Советский союз живет в мире и дружбе с другими народами. |
42
43
44 45 46
46 |
7
7
7 8 8
8
|
|
|
|
|
|
|
| 1.Агроном Железо Медведь Осина Календарь Металл | Билет Пенал Растение Комната Инженер Деревня | Дорога Ребята Лисица Заяц Капуста Одежда | Месяц Самолёт орех Дежурный Аллея Москва | Огурец Язык Метро Топор Ветер Сирень |
| 2.Интересный Морковь Жёлтый Праздник Овощи Русский | Молоко Север Пальто Посуда Сапог Комбайн | Осина Телефон Мороз Коньки Путешествие Сверкать | Магазин Ужин Трактор Лагерь Корабль Шоссе | Сеялка Солома Шофёр Завод Сорока Погода |
| 3.Октябрята Хлебороб Директор Аккуратно Командир Трамвай | Космонавт Чёрный Желать Квартира Горизонт Пассажир | Председатель Лестница Земляника Картофель Столица Солдат | Россия Костёр Ворона Город Тетрадь Хорошо | Корова Народ Билет берег Улица Ягода |
| 4.правительство Воробей Свобода Библиотека Революция Коллектив | Ракета Девочка Фамилия Вагон Медленно Богатство | Спасибо Песок Учитель Карандаш Родина Пшеница | Урожай Ученик Товарищ Малина Субботник Газета | Класс Герой Портрет Машина Вокзал Платок |
Е Пермяк
Чужая калитка
Цели:
1. Познакомить детей с произведением Е.Пермяка «Чужая калитка» и с другими произведениями этого автора.
2. Совершенствовать беглость чтения
3. Формировать умение составлять план прочитанного произведения
4. Развивать речь, мышление (составить творческий рассказ о том, как «ничья» калитка стала «общей»).
5. Воспитывать бережное отношение к народной собственности
Тип урока: урок знакомства с новым произведением.
Оборудование: учебник, аншлаги с непонятными словами, портрет писателя, викторина, биографические сведения
Оформление доски
Словарная работа Е.Пермяк Чужая калитка Выставка книг Портрет |
План Ключевые слова Сюжетные картинки 1 2 3 4 |
Ход урока
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Оргмомент |
|
|
2 | Проверка домашнего задания | Выразительное чтение стихотворения А.Барто «Надюша» Какое отношение вызывают у вас поступки Нади? |
|
3 | Сообщение темы и цели урока | Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Е.Пермяка «Чужая калитка». |
|
4. | Подготовительная работа 1. Биографические сведения о писателе |
|
|
| 2. Работа с авторской выставкой книг | Посмотрите на выставку книг. Эти книги написал Е.Пермяк. Какие из этих книг вы читали? Какая книга вам понравилась? О чем пишет Е.Пермяк? |
|
| 3. Словарная работа.
| В этом произведении вам встретятся непонятные слова. Прочитайте их про себя, затем хором. Объясните значения слов просека, питомник. Объяснение в контексте слов хорьки (использование иллюстрации, статьи из словаря), добывать (подбор синонима), выражений пожалуйста, милости просим; глазам не верит (Как можно сказать иначе?) |
|
5 | Первичное восприятие произведения. | Чтение про себя с установкой: почему рассказ называется «Чужая калитка?» Деление на части (Сколько будетчастей?). |
|
6 | Проверка первичного восприятия.
| Почему рассказ так назван? Назовите героев произведения. Что вам больше всего понравилось в рассказе? А что особенно запомнилось? Сколько частей в произведении? |
|
7 | Вторичное чтение с анализом произведения 1. Работа с 1 частью произведения | Прочитайте 1 часть до слов «А все началось с того…» Каким рос Алеша? Зачитайте. Какой совет постоянно давал дед внуку? Как вы его понимаете? Как вы понимаете пословицу «Конец – всему делу венец»? Какой смысл в ней заключен? Подходит ли она к нашему рассказу? Докажите. Прочитав 1 часть, что вы можете рассказать о мальчике? Каким он был? Как к нему относились люди? Как можно озаглавить данную часть? | . «Алеша…всех радовал и сам радовался» |
8 | 2. Работа со 2 частью произведения | Как выглядела калитка (скамейка) в садовом питомнике? Как она названа в рассказе? Почему? Найдите в тексте описание калитки (скамейки). Какие слова использует автор для описания «чужой» калитки? (калитка открыта, хлопает по ветру, щеколда оторвана, петли скоро перетрутся). Опишите калитку, используя эти ключевые слова (словесное и графическое рисование). Найдите в тексте описание домашней калитки. Как дед называл свою калитку, что он говорил о ней? (Калиточка. Красочкой покрыта, петельки сальцем смазаны) Какое впечатление произвело на Алешу это сравнение? Найдите подтверждение в тексте. (Плохо …быть чужой калиткой) Почему домашняя калитка была так хороша? Как вы думаете, зачем дед говорил все это внуку? Как можно озаглавить эту часть словами из текста? | «Плохо быть чужой калиткой» |
| 3. Работа с 3 частью | Какие изменения произошли в питомнике? Кто сделал чужую калитку такой же, как домашнюю? Что еще сделал Алеша с товарищами? Когда и почему он это задумал? Почему дедушка хотел поклониться в пояс и пожать руку человеку, починившему скамейку? Как можно озаглавить эту часть?
| «Все спасибо ему говорят»
|
| 4. Работа с 4 частью | Как вы понимаете значения слов моя и наша, общественная, своя и чужая, ничья? Прочитайте заключительные слова дедушки. Как вы их понимаете? Что хотел в этом рассказе сказать автор? Как нужно относиться к общественной собственности? Как можно озаглавить эту часть? | «Я с дедушкой поладил»
|
9 | Составление плана. Подробный пересказ по плану | По ходу составления плана идет обдумывание выражений: «У чужой калитки родня появилась», «Я б ему руку пожал», «Не любит хвалиться», «Завод наш, как и вся наша земля». Прочитайте план, записанный на доске. Попробуйте пересказать это произведение по плану.
|
|
10 | Работа над образами героев произведения.
| А) Составить портрет дедушки Внешний облик. Каким человеком был дедушка? Почему его можно назвать хорошим человеком? Б). О каком еще хорошем человеке говорится в рассказе? Почему неизвестного человека дед назвал хорошим и сердечным? В) Составить портрет Алеши. Внешний облик. Каким человеком был Алеша? (ответы подтверждаются словами из текста) Выбери слова, описывающие характер Алеши: веселый, скромный, трудолюбивый, ловкий, ленивый, заботливый. Как вы догадались, что калитку и скамеечку починили Алеша и товарищи? (ответы подтверждаются выборочным чтением: «Дед заглянул внуку в глаза… ясные и счастливые»). Почему Алеша был счастлив? Почему его можно назвать хорошим человеком? Расскажите, когда и у вас было хорошо на душе от хорошего поступка? Как автор относится к своим героям? Как вы к ним относитесь?
|
|
11 | Подготовка к чтению по ролям | .Послушайте 11 часть из фонохрестоматии и подготовьтесь к чтению по ролям. Чтение по ролям |
|
12 | Заключительная беседа
| Что хотел сказать автор в этом произведении? В рассказе имеются антонимы к словам калитка (чужая – наша, своя), скамейка (ничья – общая). Найдите их. Что вокруг себя ты можешь назвать своим, общим, нашим, родным? Как нужно относиться к народной собственности? |
|
13 | Домашнее задание.
| 1. Подготовить творческий рассказ: как «ничья» калитка стала «общей». 2. Как вы понимаете пословицы, данные в конце произведения? |
|
Конспект дополнить ответами детей!
А.С.Пушкин
…Вот север, тучи нагоняя...
Цели:
1. Познакомить детей со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
2. Формировать умение читать выразительно
3. Развивать речь, мышление, творческое воображение
4. Воспитывать эстетические чувства
Тип урока: урок знакомства с новым произведением.
Оборудование: учебник «Родная речь», аншлаги с непонятными словами, портрет писателя, викторина, биографические сведения
Оформление доски
Словарная работа А.С.Пушкин Репродукции Вот север, тучи нагоняя… Выставка книг Портрет |
Ход урока
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Оргмомент |
|
|
2 | Проверка домашнего задания | Выразительное чтение стихотворения «Зима!...Крестьянин торжествуя…» |
|
3 | Сообщение темы и цели урока | Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». |
|
4. | Подготовительная работа 1. Биографические сведения о писателе |
|
|
| 2. Работа с авторской выставкой книг | Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, которые написал А.С.Пушкин. Какие произведения он написал? Какие из этих книг вы читали? Какая книга вам понравилась? |
|
| 3. Словарная работа.
| В этом произведении вам встретятся непонятные слова. Прочитайте их про себя, затем хором. Объясните значения слов Брега – берега |
|
5 | Первичное восприятие произведения. | Чтения этого произведения учителем наизусть. Перед чтением дается установка: закрыть глаза и представить себе описанную поэтом картину. |
|
6 | Проверка первичного восприятия. | Понравилось стихотворение? Что запомнилось? Какую картину вы представили? |
|
7 | Работа над изобразительными средствами | Работа над изобразительными средствами вплетается в систему идейно-художественного анализа произведения. Эпитеты: волнистыми коврами. Сравнения: нет. Метафора. Зима представлена живым существом (Север дохнул, завыл; волшебница зима идет, пришла, рассыпалась…; мороз блеснул…) |
|
8 | Вторичное чтение стихотворения (про себя)
| Перечитай первые три строчки. Как ты представляешь себе эту картину? Как поэт называет зиму? Почему? Прочти, какие чудеса творит волшебница-зима? «Клоками повисла на суках дубов». Как ты это себе представляешь? О каких «волнистых коврах» и «пухлой пелене» говорит поэт? Как вы их представляете? Почему река названа «недвижною»? Как вы себе представляете картину «блеснул мороз»?. Разве мороз может блестеть? (Это блестит снег). Когда и почему он блестит? (когда он долго лежит, то становится твердым) Скажите, Пушкин в своем отрывке показал один день зимы или нет? (нет, т.к. зима сначала идет, затем пришла, а зима не сразу, не в один день приходит) |
|
9 | Работа с иллюстрацией
| Посмотрите на иллюстрацию. Что изобразил художник (говорить словами автора). Зачитайте строки из стихотворения, которые подходят к данной иллюстрации. А какую картину нарисовали вы? Расскажите |
|
10 | Работа над выразительностью чтения. Проверка выполнения задания. | А) Прослушайте грамзапись. Обратите внимание на интонацию. (см в конце конспекта) |
|
11 | Составление партитуры чтения | Б) Составить партитуру чтения, используя обозначения. (см в конце конспекта) |
|
12 | Чтение шепотом (подготовка к выразительному чтению) |
|
|
13 | Конкурс на лучшего чтеца | Кто лучше нарисует картины, кто лучше всех покажет красоту зимы? |
|
14 | Итог. | Как поэт называет зиму? Почему? |
|
15 | Домашнее задание.
| Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать картину. |
|
А) Обрати внимание на интонацию
| Интонация |
… Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы… | Протяжно Протяжно- радостно Радостно Чувство радости усиливается. Стараться голосом показать каждую деталь картины до слов «Блеснул мороз». Делаем паузу и меняем интонацию, т.к. возникает другая картина: наступили первые морозы, солнце холодное, снег искрящийся, стекла украшены узорами. Бодрый, веселый тон. |
Б) Составить партитуру чтения, используя обозначения:
/ - короткая пауза
// - средняя пауза
/// -длинная пауза
- чтение в слиянии (легато)
------- - логическое ударение
- убыстрение темпа
- замедление
- повышение интонации
- понижение интонации
… Вот север,/ тучи нагоняя,/ Дохнул,/ завыл ///– и вот сама Идет волшебница зима.// Пришла,/ рассыпалась;// клоками Повисла на суках дубов;//
| Легла волнистыми коврами Среди полей,/ вокруг холмов;// Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою;// Блеснул мороз.// И рады мы Проказам матушки-зимы…/// |
Конспект дополнить ответами детей!
Дать библиографическую справку, викторину!
3. Вопросы:
1. Какие виды работы с текстом вы использовали? (выборочное чтение, ответы на вопросы, подготовка к выразительному чтению)
11. Какие приемы работы над изобразительными средствами использовали?
1. Обнаружение в тексте образных слов.
2. Объяснение значения образных слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанных учителем.
3. Иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя (Какую картину ты представляешь себе?)
4. Использование проанализированных образов при работе с иллюстрацией.
5. Отработка интонации, подготовка к выразительному чтению текстов.
6. Специальные упражнения на подбор эпитетов, сравнений.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методика чтения и литературы. Теория.
- Пояснительная записка
- Обучение при традиционной и рейтинговой системе оценки знаний студентов
- Лекция №1 Современная система обучения чтению и литературе
- Лекция №2 Анализ современных программ по чтению и литературе
- Лекция №3. Качества полноценного навыка чтения
- Лекция № 4 Пути формирования полноценного навыка чтения
- Лекция № 5 Научные основы анализа художественного произведения
- Лекция №6. Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах
- Лекция № 7 Обучение школьников различным видам творческих работ
- 1. Виды творческих работ, используемые на уроках чтения
- Лекция №8 Урок чтения в современной школе
- Глава. Особенности работы над произведениями разных родов и жанров Лекция №9 Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах
- Лекция №10. Методика работы над сказкой
- Лекция №11. Методика работы над басней
- Лекция №12. Методика чтения стихотворений в начальных классах
- Лекция № 13 Работа с малыми фольклорными жанрами
- Лекция №14. Общие подходы к современной системе формирования читательской самостоятельности младших школьников
- Лекция №15 Основной метод работы с книгой на уроках внеклассного чтения в начальных классах
- Лекция №16 Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
- Оба полугодия 1 класса по системе 1-4)
- Лекция№17 Начальный этап обучения работе с детской книгой
- 2 Класс (1-4)
- 1 Класс 2 полугодие (1-3)
- Лекция № 18 Основной этап обучения работе с детской книгой
- Экзаменационные вопросы по разделу «Методика чтения и литературы»
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9.
- Карта самоконтроля (лекции)
- Карта самоконтроля (итоговый контроль)
- Содержание