logo
Математика(методика)

Профильная и уровневая дифференциация.

Впервые эта проблема была поставлена в России в 20-м столетии на 1-вом всероссийском съезде учителей и преподавателей 1912г.Съезд поручил разработать такие программы перехода разных уч.заведений препод.мат-ки на различные уровни.Такие программы были резработаны в 1914г,но опубликованы не были.В 80-е годы Россия вернулась к этой идеи.В 1986г лаборатория обучения мат-ки разработала программу изучения мат-ки на 3-х уровнях:общеобраз.уровень-А,продвинутый-В,углубленный-С.Воплощение в жизнь проф.диффер.с 90-х годов.В 60-е годы речь шла об уровневой дифферен.В рамках любого профиля мат-ку предется изучать на разных уровнях.каждый класс можно поделить на 3-4 группы. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений. Профильная дифференциация - это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение. При этом одни учащиеся выберут общекультурный уровень изучения и усвоения учебного материала, другие - прикладной, третьи - творческий, в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями и с учетом возможной в будущем профессиональной деятельности. Квалифицированная организация дифференцированного подхода в обучении математике требует огромных временных затрат при планировании и осуществлении учебного процесса. Поэтому учителю важно ознакомиться с уже имеющимся передовым опытом.