logo
05

1.4 Обоснование выбора методов, средств, форм обучения или воспитания. Характеристика авторской методики (технологии), обеспечивающей достижение целей учебного занятия

Учебное задание. Обоснуйте выбор методов, средств, форм обучения или воспитания. Дайте им характеристику. Раскройте особенности выбранной методики (технологии).

Исходная информация.Современный этап развития национальной системы образования характеризуется переходом ее на путь инновационного развития, результативность которого зависит от инновационного потенциала педагогических систем как способности организации создавать, воспринимать и реализовывать новшества. Составляющими инновационного потенциала организации являются не только материальные, финансовые, информационные ресурсы, но и человеческие резервы. Особое значение приобретает инновационная деятельность педагогов, направленная на внедрение педагогических новшеств в образовательный процесс.Современный педагог должен быть готов к овладению и применению современных методов, средств, форм, методик или технологий обучения и воспитания.

Понятие «метод» (греч. methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) раскрывается как способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

Современные методы обучения и воспитания основаны на человеческих взаимоотношениях, а формирование знаний, умений, необходимых качеств личности происходит в процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися как субъектами педагогического процесса.

Известно несколько трактовок понятия «метод обучения», например, метод обучения – это система приемов и правил эффективного взаимодействия педагога и обучающихся на основе определения их ответственности и усилий по достижению дидактических целей и задач.

Одной из характеристик метода обучения является управляемость. Управление как процесс информационного воздействия субъекта на объект, направленный на достижение целей субъекта. Субъект управления должен знать состояние объекта, чтобы можно было корректировать управленческое воздействие. В идеальном случае цели субъекта и объекта могут совпадать.

Модель управления в рамках традиционных методов обучения строится на основе только субъект-объектного взаимодействия (рисунок 1.3).

Субъект

управления (педагог)

Объект управления

(обучающийся, его деятельность)

Рисунок 1.3 – Типовой контур педагогического управления