logo
05

1.5 Средства обучения и контроля

Учебное задание. Разработайте и опишите средства обучения и контроля для эффективного проведения учебного занятия.

Исходная информация.Средства обучения– это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.

На специальность, профессию, дисциплину, тему могут создаваться учебно-методические комплексы (УМК), которые обеспечивают эффективность деятельности педагога и обучающихся.

Учебно-методический комплекс должен иметь только ему характерную форму (книжную, плоскостную, объемную и т. п.), выполнять определенную функцию в решении образовательных целей и задач, соответствовать возрастным особенностям обучающихся и их образовательному цензу.

Каждый компонент УМК должен быть необходимым и быть во взаимосвязи и взаимозависимости с другими его компонентами.

Выделяют принципы создания учебно-методического комплекса.

Принцип целостности требует, чтобы УМК выступал как органическая часть проектируемой педагогической системы и обеспечивал реализацию всех ее функций: обучающей, воспитательной, развивающей. Принцип экономичности требует создания оптимальных условий для интенсификации учебного труда, развития способностей обучающихся. Принцип открытости и доступности предполагает постоянную модернизацию компонентов комплекса и свободный доступ к нему педагогов и обучающихся. Принцип информатизации заключается в использовании компьютерных и информационных технологий для создания учебно-методического комплекса. Принцип преемственности предполагает создание нового учебно-методического комплекса на основе использования накопленного опыта. Принцип автономности и локальности заключается в предоставлении права каждому педагогу на формирование собственного варианта состава комплекса и самостоятельность в разработке и изготовлении отдельных компонентов УМК.

Примерная структура учебно-методического комплекса

Средства нормативного обеспечения включают: техническую документацию (конструкторскую, технологическую); нормативные документы по охране труда, пожарной безопасности, санитарные нормы и правила; квалификационную характеристику специалиста; нормативы оснащения учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других учебных объектов; учебные планы и программы.

Средства учебно-методического обеспечения включают методические рекомендации и разработки.

Средства обучения включают:учебные издания (учебники, учебные и учебно-методические пособия, рабочие тетради); практикумы (сборники задач, упражнений, диктантов); справочную литературу (словари, справочники, реферативные сборники, проспекты); плоскостные материальные средства обучения (учебные инструкционные документы, учебные таблицы, плакаты); натуральные объекты, средства их изображения и отображения (образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, специально обработанные узлы, лабораторное и учебно-производственное оборудование, учебные модели, муляжи, макеты, тренажеры); технические средства обучения (компьютерная, проекционная и видеотехника); аудиовизуальные средства (учебные диапозитивы, слайды, диафильмы, кинофильмы и видеофильмы); электронные средства обучения (электронные учебники и пособия, электронные справочные издания, педагогические интернет-ресурсы).

Средства контроля включают средства поурочного, тематического, промежуточного и итогового контроля. Средства обучения или контроля могут включать тесты различных видов.

В качестве примера ниже представлены тесты, разработанные студентами инженерно-педагогического факультета БНТУ.