1.5 Средства обучения и контроля
Учебное задание. Разработайте и опишите средства обучения и контроля для эффективного проведения учебного занятия.
Исходная информация.Средства обучения– это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.
На специальность, профессию, дисциплину, тему могут создаваться учебно-методические комплексы (УМК), которые обеспечивают эффективность деятельности педагога и обучающихся.
Учебно-методический комплекс должен иметь только ему характерную форму (книжную, плоскостную, объемную и т. п.), выполнять определенную функцию в решении образовательных целей и задач, соответствовать возрастным особенностям обучающихся и их образовательному цензу.
Каждый компонент УМК должен быть необходимым и быть во взаимосвязи и взаимозависимости с другими его компонентами.
Выделяют принципы создания учебно-методического комплекса.
Принцип целостности требует, чтобы УМК выступал как органическая часть проектируемой педагогической системы и обеспечивал реализацию всех ее функций: обучающей, воспитательной, развивающей. Принцип экономичности требует создания оптимальных условий для интенсификации учебного труда, развития способностей обучающихся. Принцип открытости и доступности предполагает постоянную модернизацию компонентов комплекса и свободный доступ к нему педагогов и обучающихся. Принцип информатизации заключается в использовании компьютерных и информационных технологий для создания учебно-методического комплекса. Принцип преемственности предполагает создание нового учебно-методического комплекса на основе использования накопленного опыта. Принцип автономности и локальности заключается в предоставлении права каждому педагогу на формирование собственного варианта состава комплекса и самостоятельность в разработке и изготовлении отдельных компонентов УМК.
Примерная структура учебно-методического комплекса
Средства нормативного обеспечения включают: техническую документацию (конструкторскую, технологическую); нормативные документы по охране труда, пожарной безопасности, санитарные нормы и правила; квалификационную характеристику специалиста; нормативы оснащения учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других учебных объектов; учебные планы и программы.
Средства учебно-методического обеспечения включают методические рекомендации и разработки.
Средства обучения включают:учебные издания (учебники, учебные и учебно-методические пособия, рабочие тетради); практикумы (сборники задач, упражнений, диктантов); справочную литературу (словари, справочники, реферативные сборники, проспекты); плоскостные материальные средства обучения (учебные инструкционные документы, учебные таблицы, плакаты); натуральные объекты, средства их изображения и отображения (образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, специально обработанные узлы, лабораторное и учебно-производственное оборудование, учебные модели, муляжи, макеты, тренажеры); технические средства обучения (компьютерная, проекционная и видеотехника); аудиовизуальные средства (учебные диапозитивы, слайды, диафильмы, кинофильмы и видеофильмы); электронные средства обучения (электронные учебники и пособия, электронные справочные издания, педагогические интернет-ресурсы).
Средства контроля включают средства поурочного, тематического, промежуточного и итогового контроля. Средства обучения или контроля могут включать тесты различных видов.
В качестве примера ниже представлены тесты, разработанные студентами инженерно-педагогического факультета БНТУ.
- Министерство образования республики беларусь
- Введение
- Преддипломная практика. Структура и содержание отчета о преддИпломной практике
- 1 Педагогическая часть
- 2 Инженерная часть
- Дипломное проектирование общие положения
- Структура дипломного проекта
- Примерное содержание пояснительной записки дипломного проекта
- 1 Педагогическая часть
- 1.1 Значимость изучения учебного предмета или дисциплины и темы программы для подготовки квалифицированных рабочих или специалистов. Анализ учебно-программной документации
- 1.2 Содержание темы учебного занятия, его логическое структурирование
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 100-1 Общепрофессиональный цикл специальный цикл
- Профессионального компонента рабочего учебного плана по специальности 3-70 02 54 «Отделочные строительные работы», в %
- И уплотнения бетонной смеси при бетонировании различных конструкций» дисциплины «Технология строительного производства»
- 1.3 Описание типа, вида и структуры учебного занятия
- 1.4 Обоснование выбора методов, средств, форм обучения или воспитания. Характеристика авторской методики (технологии), обеспечивающей достижение целей учебного занятия
- В рамках традиционных методов обучения
- Рефлексивная карточка
- 1.5 Средства обучения и контроля
- Тесты по теме «Классификация и виды штукатурок»
- 1.6 Планы учебного занятия и урока производственного обучения
- План учебного занятия
- Структура и содержание учебного занятия
- План урока производственного обучения
- Структура и содержание урока
- 2 Инженерная часть
- 2.1 Архитектурно-строительная часть
- 2.2 Расчетно-конструктивная часть
- 2.3 Технология и организация производства работ
- 2.3.1 Технологические карты на производство работ
- 2.3.2 Календарное планирование производства строительно-монтажных работ
- 2.3.3 Строительный генеральный план
- 2.4 Охрана труда
- 2.5 Экономическая часть
- Технико-экономические показатели дипломного проекта
- Основные правила оформления пояснительной записки дипломного проекта
- Литература
- Приложение 1
- Отчет о преддипломной практике
- Приложение 2
- Пояснительная записка дипломного проекта тема дипломного проекта
- Приложение 3
- Задание по дипломному проектированию
- Приложение 4 Образец оформления реферата к пояснительной записке реферат
- Приложение 5
- Приложение 7
- Примеры библиографического описания изданий
- Содержание