Рефлексивная карточка
Уважаемый обучающийся! Просим указать ваше состояние на учебном занятии, которое наиболее соответствует указанным ниже вариантам
| Было скучно | ||
Было очень весело | Было плохое самочувствие | ||
Было очень грустно | Было неинтересно то, о чем рассказывал педагог | ||
Новый учебный материал был непонятен | Новый учебный материал был понятен | ||
Новый учебный материал вызвал искренний интерес |
| Понравилось работать |
Краткая характеристика некоторых методом обучения.
Метод «Мозговой штурм»
Метод «мозгового штурма» широко применяется педагогами, так как его реализация позволяет создавать творческий микроклимат и ситуацию успеха. Такая форма интеллектуальной деятельности возникла в США в 30-е годы как метод коллективного генерирования новых идей. Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения проблемы, когда необходимо объединить творческие усилия группы обучающихся в целях поиска выхода из нравственного или интеллектуального затруднения.
Учебное занятие с помощью «мозгового штурма» может включать несколько этапов.
1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
2. Организационный этап. Уточняется порядок и правила проведения «мозгового штурма». Группа обучающихся делится на несколько микрогрупп (в каждой по 3-5 человек), в каждой из которых выбираются секретари.
3. Непосредственно «мозговой штурм». В течение ограниченного времени (5-7 минут) каждая микрогруппа самостоятельно решает поставленную проблему, ищет объяснение тем или иным явлениям. Высказываются самые фантастические идеи. При этом не допускаются реплики типа «этого не может быть», «так не делается». Все идеи записываются секретарями. На данном этапе все участники выступают в роли «генераторов» идей.
4. Контратака. Беглый просмотр всех предложенных идей. Обсуждение лучших идей, определение оптимального способа решения данной проблемы.
Метод «мозгового штурма» способствует снятию психологической инерции, раскрепощает обучающихся, развивает их фантазию, позволяет поверить в свои силы. При умелой, грамотной постановке вопросов и организации деятельности такой метод достаточно эффективен.
Метод «кейсов»
Метод «кейсов» (case-study) обеспечивает формирование у обучающихся знаний, умений, необходимых качеств личности, приобретение творческого опыта решения проблем. Существуют макро- и миникейсы, описательные, проектные, иллюстративные и другие кейсы.
В процессе создания «кейса» различают несколько этапов.
Определение и формулирование основных вопросов и проблем, которые будут решаться в рамках данного «кейса».
Отбор информации, которая должна быть включена в текст «кейса».
Определение дополнительных источников информации, которые необходимы для решения проблемы (например, правовые и нормативные документы, ГОСТы, публикации, фотографии, видеоприложения).
Оформление «кейса».
Решать ситуационную задачу «кейса» обучающиеся могут в режиме индивидуальной или коллективной деятельности в течение 15–45 минут, при решении сложных производственных проблем – нескольких учебных занятий.
Основные этапы работы с «кейсом»:
Формирование команд по 2–4 человека на основе потребностей и интересов обучающихся. В каждой команде выбирается модератор (организатор общения и деятельности).
Работа в команде. Изучение содержания «кейса», анализ ситуационной задачи. Разработка стратегии решения задачи, определение для каждого члена команды направление деятельности. Разработка командой общего решения проблемы.
Презентация решения команды, например, в форме доклада, электронной презентации, плана, проекта, модели.
Рефлексия процесса и результатов работы с «кейсом», качественная оценка результатов работы команды в целом и каждого члена команды.
Метод «Снежный ком»
При реализации метода обучения «Снежный ком» целесообразно выполнить следующие этапы.
1. Введение в проблемную ситуацию, формулирование проблемы, постановка целей и задач учебно-познавательной деятельности.Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Достоинства проблемного обучения – это высокая самостоятельность обучающихся, развитие познавательного интереса и мыслительных способностей.
2. Индивидуальная работа. В процессе решения проблемы каждый обучающийся реализует свои интеллектуальные способности, обращается к своей памяти, учится проводить аналогии, проявляет самостоятельность.Развиваются умения самоуправления. В результате самостоятельной работы каждый обучающийся разрабатывает свой вариант решения проблемы.
3. Работа в парах. На данном этапе обучающиеся объединяются в пары. Идет поиск решения проблемы совместными усилиями. Обучающиеся высказывают свою точку зрения друг другу. Работа в парах дает возможность научиться подбирать аргументы в пользу своего высказывания, прислушиваться к мнению другого человека, находить общее решение проблемы, приходить к единому мнению на основе учета индивидуальной позиции.
4. Работа в команде. На данном этапе две пары объединяются в команды. Каждая пара высказывает свои предложения по поводу решения проблемы. Предложенные решения участники команды анализируют, отбрасывают одни из них, объединяют другие и приходят к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников. Вносятся поправки, если таковые имеются, вырабатывается согласованное мнение. На данном этапе формируется сплоченность участников команды. Проявляется личная и взаимная ответственность.
5. Общее обсуждение. Выработка коллективного мнения решения проблемы. На данном этапе представители каждой команды презентуют для всеобщего обсуждения результаты решения проблемы. Обсуждаются все предложенные варианты. Этот этап дает возможность почувствовать себя нужным, оценить свой вклад по решению проблемы.
6. Индивидуальная работа по решению учебных заданий. Этот этап необходим для дальнейшей работы каждого обучающегося. Организуется самостоятельная работа по закреплению и применению знаний.
Технологии обучения. На современном этапе развития образования появилась необходимость в применении не отдельных методов, средств и форм обучения и воспитания, а в комплексном их применении.
Российский ученый В.П. Беспалько ввел в научно-педагогический контекст понятие «педагогическая технология» и наполнил дополнительным содержанием понятие «концепция», рассматривая последнюю как базовый компонент педагогического проекта. Ученый включил в состав проектирования постановку и описание целей будущей деятельности. Отбор и обоснование содержания обучения и воспитания осуществляется с указанием времени на его изучение.
Известно, что понятие «технология» произошло от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов термин «технология» определяется как совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. В современной научной литературе выделяют технические, экономические и гуманитарные технологии, последние, в свою очередь, подразделяются на управленческо-гуманитарные, педагогические и психологические.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
В.П. Беспалько указывает, что педагогическая технология – это построение образовательного процесса с заданными диагностируемыми результатами, что это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике. Под педагогической системой понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.
Структурными составляющими технологии обучения являются цели и содержание обучения, средства педагогического взаимодействия (методы, формы и средства обучения), обучающиеся и педагоги.
Тенденции развития современных образовательных технологий связаны с гуманизацией образования. Важной особенностью гуманитарных технологий является диалог, который обеспечивается путем преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы, выработать доступный язык общения.
Процесс целеобразования– это центральная проблема педагогической технологии, которая рассматривается в двух аспектах: диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения обучающимися учебного материала и развитие личности в целом. Педагог формулирует цели таким образом, чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, структурированными по срокам выполнения.
Ведущими признаками педагогической технологии являются диагностичность описания цели, воспроизводимость педагогического процесса и результатов.
- Министерство образования республики беларусь
- Введение
- Преддипломная практика. Структура и содержание отчета о преддИпломной практике
- 1 Педагогическая часть
- 2 Инженерная часть
- Дипломное проектирование общие положения
- Структура дипломного проекта
- Примерное содержание пояснительной записки дипломного проекта
- 1 Педагогическая часть
- 1.1 Значимость изучения учебного предмета или дисциплины и темы программы для подготовки квалифицированных рабочих или специалистов. Анализ учебно-программной документации
- 1.2 Содержание темы учебного занятия, его логическое структурирование
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 100-1 Общепрофессиональный цикл специальный цикл
- Профессионального компонента рабочего учебного плана по специальности 3-70 02 54 «Отделочные строительные работы», в %
- И уплотнения бетонной смеси при бетонировании различных конструкций» дисциплины «Технология строительного производства»
- 1.3 Описание типа, вида и структуры учебного занятия
- 1.4 Обоснование выбора методов, средств, форм обучения или воспитания. Характеристика авторской методики (технологии), обеспечивающей достижение целей учебного занятия
- В рамках традиционных методов обучения
- Рефлексивная карточка
- 1.5 Средства обучения и контроля
- Тесты по теме «Классификация и виды штукатурок»
- 1.6 Планы учебного занятия и урока производственного обучения
- План учебного занятия
- Структура и содержание учебного занятия
- План урока производственного обучения
- Структура и содержание урока
- 2 Инженерная часть
- 2.1 Архитектурно-строительная часть
- 2.2 Расчетно-конструктивная часть
- 2.3 Технология и организация производства работ
- 2.3.1 Технологические карты на производство работ
- 2.3.2 Календарное планирование производства строительно-монтажных работ
- 2.3.3 Строительный генеральный план
- 2.4 Охрана труда
- 2.5 Экономическая часть
- Технико-экономические показатели дипломного проекта
- Основные правила оформления пояснительной записки дипломного проекта
- Литература
- Приложение 1
- Отчет о преддипломной практике
- Приложение 2
- Пояснительная записка дипломного проекта тема дипломного проекта
- Приложение 3
- Задание по дипломному проектированию
- Приложение 4 Образец оформления реферата к пояснительной записке реферат
- Приложение 5
- Приложение 7
- Примеры библиографического описания изданий
- Содержание