2.2. Анализ результатов использования игровых методов обучения на уроках биологии
Для изучения влияния игровых методов обучения на успеваемость учащихся по биологии на констатирующем этапе и по итогам формирующего мы провели тематические самостоятельные работы по биологии в соответствии с тематическим планированием и требованиями программы Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс, автор В. В. Пасечник (приложение 1, 2).
Таблица 1
Результаты самостоятельной работы по разделу
«Клеточное строение организмов» (констатирующий эксперимент)
|
Ф.И.О. | Номер задания | % выполнения | оценка | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|
| ||||||||||||||||||||
1 | Вагнер Анастасия Александровна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
2 | Донченко Данил Николаевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 64 | 3 | ||||||||||||||||||
3 | Гаврилова Ольга Андреевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100 | 5 | ||||||||||||||||||
4 | Ильченко Михаил Юрьевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 36 | 2 | ||||||||||||||||||
5 | Касаткин Даниил Евгеньевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 93 | 5 | ||||||||||||||||||
6 | Кириченко Дмитрий Алексеевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
7 | Кононова Анастасия Григорьевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
8 | Лушников Александр Алексеевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 57 | 3 | ||||||||||||||||||
9 | Лисов Руслан Андреевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
10 | Маслова Наталья Андреевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
11 | Медведев Никита Владимирович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 71 | 3 | ||||||||||||||||||
12 | Машкова Анастасия Алексеевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 57 | 3 | ||||||||||||||||||
13 | Маскалев Сергей Владимирович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 64 | 3 | ||||||||||||||||||
14 | Некрасова Анна Александровна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
15 | Павлова Олеся Максимовна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
16 | Помогалов Александр Николаевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
17 | Пятакова Екатерина Андреевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 93 | 5 | ||||||||||||||||||
18 | Рыбалко Иван Владимирович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 57 | 3 | ||||||||||||||||||
19 | Суслов Владимир Викторович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
20 | Слоневская Анастасия Сергеевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 71 | 3 | ||||||||||||||||||
21 | Трофимов Максим Александрович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 64 | 3 | ||||||||||||||||||
22 | Шапова Ксения Андреевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
23 | Шкляева Екатерина Максимовна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29 | 2 | ||||||||||||||||||
24 | Шадрунов Михаил Александрович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 57 | 3 | ||||||||||||||||||
25 | Яковлев Евгений Алексеевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21 | 2 | ||||||||||||||||||
Количество невыполненных заданий | 6 | 8 | 7 | 8 | 8 | 5 | 7 | 7 | 6 | 9 | 6 | 8 | 12 | 10 | - | - |
задание задание
выполнено не выполнено
Обобщенные данные выполнения учащимися заданий самостоятельной работы на констатирующем этапе педагогического эксперимента представлены в таблице 2, на рисунке 1.
Таблица 2
Сводные данные результатов выполнения самостоятельной работы по разделу «Клеточное строение организмов» (констатирующий этап)
Оценка | Количество человек, поучивших отметку | % |
«Неудовлетворительно» |
3 |
12 |
«Удовлетворительно» |
9 |
36 |
«Хорошо» |
10 |
40 |
«Отлично» |
3 |
12 |
Средний балл - 3,52 |
Рис. 1 Результаты самостоятельной работы по разделу «Клеточное строение организмов»
По результатам самостоятельной работы №1 по разделу «Клеточное строение организмов» мы можем сказать о том, что с заданиями справились 22 учащихся, что составляет 88% (показатель абсолютной успеваемости), из них на отметку «отлично» - 12% (3 человека), на оценку «хорошо» - 40% (10 учащихся), «удовлетворительно» - 36% (9 человек). Не справились с самостоятельной работой и соответственно получили отметку «неудовлетворительно» - 3 шестиклассника, что составило 12%. Из общего числа заданий наиболее трудными оказались задания № 10 (не справились 36%), № 13 (не справились 48%), № 14 (не справились 40%). Такие задания вызвали трудность у 80-ти % учащихся (17 человек). Наименьшие трудности вызвали задания под номерами 1,6,9,11.
В ходе педагогического эксперимента, кроме изучения уровня знаний и умений, мы провели анкетирование по методике «Измерение времени» для измерения интенсивности познавательной учебной мотивации учащихся к проведению уроков биологии с использованием игровых методов и приемов.
Результаты данной диагностики на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3, рисунке 2.
Таблица 3
Результаты самостоятельной работы по разделу
«Клеточное строение организмов» (констатирующий эксперимент)
№ |
Ф.И.О. | Оценка времени учащимися через | |||||
13 минут |
28 минут |
36 минут | |||||
1 | Вагнер Анастасия Александровна | 12 | 25 | 42 | |||
2 | Донченко Данил Николаевич | 15 | 30 | 40 | |||
3 | Гаврилова Ольга Андреевна | 10 | 25 | 33 | |||
4 | Ильченко Михаил Юрьевич | 20 | 35 | 43 | |||
5 | Касаткин Даниил Евгеньевич | 10 | 25 | 35 | |||
6 | Кириченко Дмитрий Алексеевич | 15 | 30 | 40 | |||
7 | Кононова Анастасия Григорьевна | 16 | 32 | 41 | |||
8 | Лушников Александр Алексеевич | 15 | 30 | 40 | |||
9 | Лисов Руслан Андреевич | 13 | 30 | 38 | |||
10 | Маслова Наталья Андреевна | 12 | 26 | 35 | |||
11 | Медведев Никита Владимирович | 18 | 35 | 43 | |||
12 | Машкова Анастасия Алексеевна | 12 | 28 | 35 | |||
13 | Маскалев Сергей Владимирович | 15 | 30 | 38 | |||
14 | Некрасова Анна Александровна | 12 | 25 | 35 | |||
15 | Павлова Олеся Максимовна | 17 | 32 | 42 | |||
16 | Помогалов Александр Николаевич | 14 | 30 | 38 | |||
17 | Пятакова Екатерина Андреевна | 11 | 25 | 35 | |||
18 | Рыбалко Иван Владимирович | 15 | 30 | 40 | |||
19 | Суслов Владимир Викторович | 14 | 30 | 40 | |||
20 | Слоневская Анастасия Сергеевна | 13 | 26 | 35 | |||
21 | Трофимов Максим Александрович | 15 | 34 | 42 | |||
22 | Шапова Ксения Андреевна | 11 | 26 | 35 | |||
23 | Шкляева Екатерина Максимовна | 18 | 35 | 44
| |||
24 | Шадрунов Михаил Александрович | 12 | 27 | 35 | |||
25 | Яковлев Евгений Алексеевич | 15 | 30 | 40 | |||
Субъективная оценка времени по классу | 14,0 | 29,24 | 38,56 |
Рис. 2 Интенсивность познавательной мотивации обучающихся на констатирующем этапе
Анализируя таблицу 3, рисунок 2, видно, что на всех этапах урока после подсчета средних оценок времени в классе выявлено незначительное "переоценвание" временных рамок. Исходя из этого, можно сделать вывод, что урок в целом не представляет для детей познавательного интереса и это повод для учителя переосмыслить методику преподавания.
После констатирующего этапа педагогического эксперимента был проведен формирующий этап (16 учебных часов, по 2 часа в неделю). Он заключался в том, что уроки биологии на уроках применялись игровые приемы и методы обучения: ролевые игры, игры-упражнения, игры-путешествия, игровые приемы (приложение …). Уроки проводились в соответствии с календарно-тематическим планированием (таблица 4).
Таблица 4
Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (фрагмент)
№ урока в теме | Тема урока | Игры, игровые приемы, используемые на данном уроке |
Царства Бактерии и Грибы (7 часов)
| ||
1 | Строение и жизнедеятельность бактерий.
| Биологические кроссворды, ребусы |
2 | Роль бактерий в природе и жизни человека.
| Игра «Счастливый случай»
|
3 | Общая характеристика грибов.
| Игра «Ведьмины кольца» Игровой прием «Грибы в загадках» |
4 | Шляпочные грибы.
| Игра «Кто лишний» Игровой прием «Ломаная линия» |
5 | Плесневые грибы и дрожжи.
| Игровой прием «Грибы в загадках» |
6 | Грибы-паразиты.
| Игровой прием «Грибы в загадках» Игра «Цепочка» |
7 | Урок обобщения
| Игра «Точечный рисунок», игра «Третий лишний», Чайнворд «Гриб» |
Царство Растения (9 часов) | ||
1 | Разнообразие, распределение, значений растений. | Ролевая игра «Кто в лесу хозяин» |
2 | Одноклеточные водоросли.
| Игра «Ты - мне, я - тебе» (форма взаимоопроса в малых группах) |
3 | Многоклеточные водоросли.
| Кроссворды, биологическое лото |
4 | Лишайники.
| Урок сказка Кроссворд «Лишайники» |
5 | Мхи.
| Игра в биологические карты
|
6 | Папоротники. Хвощи. Плауны.
| Игра «Точечный рисунок» |
7 | Голосеменные. | Биологические загадки, Игра «Испорченные письма» |
8 | Покрытосеменные.
| Биологическое лото Игра «Цепочка» |
9 | Урок обобщения | Игра «Точечный рисунок», Игра «Кросс-вопрос», |
По итогам экспериментальной работы для выяснения уровня знаний учащихся по биологии была проведена самостоятельная работа №2 по пройденным разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения» (приложение 2).
Задания самостоятельной работы были одинаковы для всех учащихся. Оценка работ учащихся производилась в соответствии с требованиями к оцениванию ЗУН (знаний, умений и навыков) по биологии: оценка «отлично» ставится при выполнении работы на 90-100%; оценка «хорошо» - при выполнении на 75-89%; оценка «удовлетворительно», если ученик справился на 50-74%; при выполнении 50% и менее заданий – оценка «неудовлетворительно». Результаты самостоятельной работы представлены в таблицах 5, 6.
Таблица 5
Результаты самостоятельной работы по разделам
«Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения»
(формирующий эксперимент)
|
Ф.И.О. | Номер задания | % выполнения | оценка | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|
| ||||||||||||||||||||
1 | Вагнер Анастасия Александровна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 93 | 5 | ||||||||||||||||||
2 | Донченко Данил Николаевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 71 | 3 | ||||||||||||||||||
3 | Гаврилова Ольга Андреевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100 | 5 | ||||||||||||||||||
4 | Ильченко Михаил Юрьевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 57 | 3 | ||||||||||||||||||
5 | Касаткин Даниил Евгеньевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100 | 5 | ||||||||||||||||||
6 | Кириченко Дмитрий Алексеевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
7 | Кононова Анастасия Григорьевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
8 | Лушников Александр Алексеевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 64 | 3 | ||||||||||||||||||
9 | Лисов Руслан Андреевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
10 | Маслова Наталья Андреевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 93 | 5 | ||||||||||||||||||
11 | Медведев Никита Владимирович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
12 | Машкова Анастасия Алексеевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
13 | Маскалев Сергей Владимирович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
14 | Некрасова Анна Александровна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
15 | Павлова Олеся Максимовна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
16 | Помогалов Александр Николаевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
17 | Пятакова Екатерина Андреевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100 | 5 | ||||||||||||||||||
18 | Рыбалко Иван Владимирович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 64 | 3 | ||||||||||||||||||
19 | Суслов Владимир Викторович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
20 | Слоневская Анастасия Сергеевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
21 | Трофимов Максим Александрович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 64 | 3 | ||||||||||||||||||
22 | Шапова Ксения Андреевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86 | 4 | ||||||||||||||||||
23 | Шкляева Екатерина Максимовна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 57 | 3 | ||||||||||||||||||
24 | Шадрунов Михаил Александрович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79 | 4 | ||||||||||||||||||
25 | Яковлев Евгений Алексеевич |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 43 | 2 | ||||||||||||||||||
Количество невыполненных заданий | 3 | 6 | 6 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 7 | 7 | 4 | 6 | 6 | 7 |
|
|
задание задание
выполнено не выполнено
Обобщенные данные выполнения учащимися заданий самостоятельной работы по темам уроков, на которых систематически использовались игровые методы и приемы обучения (приложение 3) на формирующем этапе педагогического эксперимента представлены в таблице 6, на рисунке 3.
Таблица 6
Сводные данные результатов выполнения самостоятельной работы по разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения»
(формирующий этап)
Оценка | Количество человек, поучивших отметку | % |
«Неудовлетворительно» |
1 |
4 |
«Удовлетворительно» |
6 |
24 |
«Хорошо» |
13 |
52 |
«Отлично» |
5 |
20 |
Средний балл - 3,88 |
Рис. 3 Результаты самостоятельной работы по разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения»
По результатам самостоятельной работы №2 по разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения» мы можем сказать о том, что с заданиями справились 24 учащихся (на 2 респондента больше, чем на констатирующем этапе), что составляет 96% (показатель абсолютной успеваемости). При этом на отметку «отлично» выполнили работу 20% (5 человек), что больше, чем на начало педагогического эксперимента на 8%, на оценку «хорошо» - 52% (13 учащихся), показатель улучшился на 12%, оценку «удовлетворительно» получили 24% шестиклассников (6 человек), что меньше, чем на констатирующем этапе на 12%. Не справился с самостоятельной работой и соответственно получил отметку «неудовлетворительно» - 1 шестиклассник, что составило 4% (показатель уменьшился на 8%).
Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии игровых методов и приемов на успеваемость учащихся при их использовании на уроках биологии в шестом классе.
Сравнительные данные успеваемости учащихся на констатирующем и формирующем этапах эксперимента представлены на рисунке 4.
Рис. 4 Сравнение успеваемости учащихся на констатирующем и формирующем этапах
На формирующем этапе педагогического эксперимента (на уроке ….) повторно проведено анкетирование по методике «Измерение времени».
Результаты данной диагностики на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 7, рисунке 5.
Таблица 7
Результаты самостоятельной работы по разделу
«Клеточное строение организмов» (констатирующий эксперимент)
№ |
Ф.И.О. | Оценка времени учащимися через | ||
13 минут |
28 минут |
36 минут | ||
1 | Вагнер Анастасия Александровна | 10 | 25 | 35 |
2 | Донченко Данил Николаевич | 12 | 28 | 35 |
3 | Гаврилова Ольга Андреевна | 10 | 25 | 30 |
4 | Ильченко Михаил Юрьевич | 15 | 30 | 38 |
5 | Касаткин Даниил Евгеньевич | 10 | 25 | 30 |
6 | Кириченко Дмитрий Алексеевич | 10 | 25 | 34 |
7 | Кононова Анастасия Григорьевна | 12 | 25 | 35 |
8 | Лушников Александр Алексеевич | 10 | 25 | 35 |
9 | Лисов Руслан Андреевич | 10 | 28 | 35 |
10 | Маслова Наталья Андреевна | 10 | 25 | 34 |
11 | Медведев Никита Владимирович | 11 | 30 | 35 |
12 | Машкова Анастасия Алексеевна | 10 | 25 | 35 |
13 | Маскалев Сергей Владимирович | 12 | 25 | 35 |
14 | Некрасова Анна Александровна | 10 | 25 | 35 |
15 | Павлова Олеся Максимовна | 12 | 30 | 38 |
16 | Помогалов Александр Николаевич | 10 | 28 | 35 |
17 | Пятакова Екатерина Андреевна | 10 | 25 | 32 |
18 | Рыбалко Иван Владимирович | 13 | 25 | 36 |
19 | Суслов Владимир Викторович | 10 | 25 | 35 |
20 | Слоневская Анастасия Сергеевна | 10 | 25 | 35 |
21 | Трофимов Максим Александрович | 12 | 28 | 36 |
22 | Шапова Ксения Андреевна | 10 | 22 | 30 |
23 | Шкляева Екатерина Максимовна | 12 | 30 | 40
|
24 | Шадрунов Михаил Александрович | 10 | 20 | 30 |
25 | Яковлев Евгений Алексеевич | 13 | 26 | 35 |
Субъективная оценка времени по классу | 11,00 | 26,00 | 34,52 |
Рис. 5 Интенсивность познавательной мотивации обучающихся на формирующем этапе
Анализируя таблицу 7, рисунок 4, видно, что на всех этапах урока после подсчета средних оценок времени в классе выявлено "недооценвание" временных рамок. Исходя из этого, можно сделать вывод, что урок для учащихся интересен, они увлечены процессом обучения, так как известно, если человек очень увлечен процессом, погружен в него, то время бежит субъективно быстрее и он склонен уменьшать длительность события.
Таким образом, результаты формирующего этапа педагогического эксперимента говорят о положительном влиянии игровых методов и приемов обучения на успеваемость и уровень познавательной учебной мотивации шестиклассников при применении их на уроках биологии.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы использования игровых методов обучения на уроках биологии
- 1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования
- 1.2. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
- В своей работе учитель биологии обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться [26].
- 1.3. Виды учебных игр на уроках биологии
- Выводы по главе 1
- Игровое обучение на уроках биологии
- Опирается на принципы
- Глава 2 Использование игровых методов обучения в практической деятельности учителя биологии
- 2.1. Методика проведения педагогического эксперимента
- Методика "Измерение времени"
- 2.2. Анализ результатов использования игровых методов обучения на уроках биологии
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Приложение 1 Самостоятельная работа по разделу «клеточное строение организмов»
- Приложение 2 Самостоятельная работа по разделам «царство растения», «царства бактерии и грибы»
- Игровые методы и приемы Игра «Цепочка»
- Игра «Ведьмины кольца»
- Игра «Ломаная линия»
- Игра «Кто лишний?»
- Чайнворд «Гриб»
- Игровой прием «Грибы в загадках».
- Игра «Кросс – вопрос»
- Кроссворд «Бактерии»
- Игра «Биологическое лото»
- Игра «Точечный рисунок» Тема «Царство Грибы» «Боровик»
- Точечный рисунок к заданию
- Игра «Исправь ошибки»
- Игра «Испорченные письма» (к уроку по теме «Голосемянные»)
- Урок-сказка «в некотором царстве, в государстве лишайников»
- Ход урока
- Отдел «Лишайники»
- Отдел Лишайники
- Сказка «Нет повести печальнее на свете…» (приложение к уроку)