logo
Воробьева итог

2.2. Анализ результатов использования игровых методов обучения на уроках биологии

Для изучения влияния игровых методов обучения на успеваемость учащихся по биологии на констатирующем этапе и по итогам формирующего мы провели тематические самостоятельные работы по биологии в соответствии с тематическим планированием и требованиями программы Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс, автор В. В. Пасечник (приложение 1, 2).

Таблица 1

Результаты самостоятельной работы по разделу

«Клеточное строение организмов» (констатирующий эксперимент)

Ф.И.О.

Номер задания

% выполнения

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Вагнер Анастасия Александровна

86

4

2

Донченко

Данил Николаевич

64

3

3

Гаврилова Ольга Андреевна

100

5

4

Ильченко Михаил Юрьевич

36

2

5

Касаткин Даниил Евгеньевич

93

5

6

Кириченко Дмитрий Алексеевич

79

4

7

Кононова Анастасия Григорьевна

79

4

8

Лушников Александр Алексеевич

57

3

9

Лисов

Руслан Андреевич

86

4

10

Маслова Наталья Андреевна

86

4

11

Медведев Никита Владимирович

71

3

12

Машкова Анастасия Алексеевна

57

3

13

Маскалев Сергей Владимирович

64

3

14

Некрасова

Анна Александровна

86

4

15

Павлова

Олеся Максимовна

79

4

16

Помогалов Александр Николаевич

79

4

17

Пятакова Екатерина Андреевна

93

5

18

Рыбалко

Иван Владимирович

57

3

19

Суслов Владимир Викторович

79

4

20

Слоневская Анастасия Сергеевна

71

3

21

Трофимов Максим Александрович

64

3

22

Шапова

Ксения Андреевна

86

4

23

Шкляева Екатерина Максимовна

29

2

24

Шадрунов Михаил Александрович

57

3

25

Яковлев Евгений Алексеевич

21

2

Количество невыполненных заданий

6

8

7

8

8

5

7

7

6

9

6

8

12

10

-

-

задание задание

выполнено не выполнено

Обобщенные данные выполнения учащимися заданий самостоятельной работы на констатирующем этапе педагогического эксперимента представлены в таблице 2, на рисунке 1.

Таблица 2

Сводные данные результатов выполнения самостоятельной работы по разделу «Клеточное строение организмов» (констатирующий этап)

Оценка

Количество человек, поучивших отметку

%

«Неудовлетворительно»

3

12

«Удовлетворительно»

9

36

«Хорошо»

10

40

«Отлично»

3

12

Средний балл - 3,52

Рис. 1 Результаты самостоятельной работы по разделу «Клеточное строение организмов»

По результатам самостоятельной работы №1 по разделу «Клеточное строение организмов» мы можем сказать о том, что с заданиями справились 22 учащихся, что составляет 88% (показатель абсолютной успеваемости), из них на отметку «отлично» - 12% (3 человека), на оценку «хорошо» - 40% (10 учащихся), «удовлетворительно» - 36% (9 человек). Не справились с самостоятельной работой и соответственно получили отметку «неудовлетворительно» - 3 шестиклассника, что составило 12%. Из общего числа заданий наиболее трудными оказались задания № 10 (не справились 36%), № 13 (не справились 48%), № 14 (не справились 40%). Такие задания вызвали трудность у 80-ти % учащихся (17 человек). Наименьшие трудности вызвали задания под номерами 1,6,9,11.

В ходе педагогического эксперимента, кроме изучения уровня знаний и умений, мы провели анкетирование по методике «Измерение времени» для измерения интенсивности познавательной учебной мотивации учащихся к проведению уроков биологии с использованием игровых методов и приемов.

Результаты данной диагностики на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3, рисунке 2.

Таблица 3

Результаты самостоятельной работы по разделу

«Клеточное строение организмов» (констатирующий эксперимент)

Ф.И.О.

Оценка времени учащимися через

13 минут

28 минут

36 минут

1

Вагнер Анастасия Александровна

12

25

42

2

Донченко

Данил Николаевич

15

30

40

3

Гаврилова Ольга Андреевна

10

25

33

4

Ильченко Михаил Юрьевич

20

35

43

5

Касаткин Даниил Евгеньевич

10

25

35

6

Кириченко Дмитрий Алексеевич

15

30

40

7

Кононова Анастасия Григорьевна

16

32

41

8

Лушников Александр Алексеевич

15

30

40

9

Лисов

Руслан Андреевич

13

30

38

10

Маслова Наталья Андреевна

12

26

35

11

Медведев Никита Владимирович

18

35

43

12

Машкова Анастасия Алексеевна

12

28

35

13

Маскалев Сергей Владимирович

15

30

38

14

Некрасова

Анна Александровна

12

25

35

15

Павлова

Олеся Максимовна

17

32

42

16

Помогалов Александр Николаевич

14

30

38

17

Пятакова Екатерина Андреевна

11

25

35

18

Рыбалко

Иван Владимирович

15

30

40

19

Суслов Владимир Викторович

14

30

40

20

Слоневская Анастасия Сергеевна

13

26

35

21

Трофимов Максим Александрович

15

34

42

22

Шапова

Ксения Андреевна

11

26

35

23

Шкляева Екатерина Максимовна

18

35

44

24

Шадрунов Михаил Александрович

12

27

35

25

Яковлев Евгений Алексеевич

15

30

40

Субъективная оценка времени по классу

14,0

29,24

38,56

Рис. 2 Интенсивность познавательной мотивации обучающихся на констатирующем этапе

Анализируя таблицу 3, рисунок 2, видно, что на всех этапах урока после подсчета средних оценок времени в классе выявлено незначительное "переоце­нвание" временных рамок. Исходя из этого, можно сделать вывод, что урок в целом не представляет для детей познавательного интереса и это повод для учителя переосмыслить методику преподавания.

После констатирующего этапа педагогического эксперимента был проведен формирующий этап (16 учебных часов, по 2 часа в неделю). Он заключался в том, что уроки биологии на уроках применялись игровые приемы и методы обучения: ролевые игры, игры-упражнения, игры-путешествия, игровые приемы (приложение …). Уроки проводились в соответствии с календарно-тематическим планированием (таблица 4).

Таблица 4

Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» (фрагмент)

№ урока

в теме

Тема урока

Игры, игровые приемы,

используемые на данном уроке

Царства Бактерии и Грибы (7 часов)

1

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Биологические кроссворды, ребусы

2

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Игра «Счастливый случай»

3

Общая характеристика грибов.

Игра «Ведьмины кольца»

Игровой прием «Грибы в загадках»

4

Шляпочные грибы.

Игра «Кто лишний»

Игровой прием «Ломаная линия»

5

Плесневые грибы и дрожжи.

Игровой прием «Грибы в загадках»

6

Грибы-паразиты.

Игровой прием «Грибы в загадках»

Игра «Цепочка»

7

Урок обобщения

Игра «Точечный рисунок», игра «Третий лишний», Чайнворд «Гриб»

Царство Растения (9 часов)

1

Разнообразие, распределение, значений растений.

Ролевая игра «Кто в лесу хозяин»

2

Одноклеточные водоросли.

Игра «Ты - мне, я - тебе» (форма взаимоопроса в малых группах)

3

Многоклеточные водоросли.

Кроссворды, биологическое лото

4

Лишайники.

Урок сказка

Кроссворд «Лишайники»

5

Мхи.

Игра в биологические карты

6

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Игра «Точечный рисунок»

7

Голосеменные.

Биологические загадки, Игра «Испорченные письма»

8

Покрытосеменные.

Биологическое лото

Игра «Цепочка»

9

Урок обобщения

Игра «Точечный рисунок»,

Игра «Кросс-вопрос»,

По итогам экспериментальной работы для выяснения уровня знаний учащихся по биологии была проведена самостоятельная работа №2 по пройденным разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения» (приложение 2).

Задания самостоятельной работы были одинаковы для всех учащихся. Оценка работ учащихся производилась в соответствии с требованиями к оцениванию ЗУН (знаний, умений и навыков) по биологии: оценка «отлично» ставится при выполнении работы на 90-100%; оценка «хорошо» - при выполнении на 75-89%; оценка «удовлетворительно», если ученик справился на 50-74%; при выполнении 50% и менее заданий – оценка «неудовлетворительно». Результаты самостоятельной работы представлены в таблицах 5, 6.

Таблица 5

Результаты самостоятельной работы по разделам

«Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения»

(формирующий эксперимент)

Ф.И.О.

Номер задания

% выполнения

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Вагнер Анастасия Александровна

93

5

2

Донченко

Данил Николаевич

71

3

3

Гаврилова Ольга Андреевна

100

5

4

Ильченко Михаил Юрьевич

57

3

5

Касаткин Даниил Евгеньевич

100

5

6

Кириченко Дмитрий Алексеевич

86

4

7

Кононова Анастасия Григорьевна

79

4

8

Лушников Александр Алексеевич

64

3

9

Лисов

Руслан Андреевич

86

4

10

Маслова Наталья Андреевна

93

5

11

Медведев Никита Владимирович

79

4

12

Машкова Анастасия Алексеевна

79

4

13

Маскалев Сергей Владимирович

79

4

14

Некрасова

Анна Александровна

86

4

15

Павлова

Олеся Максимовна

86

4

16

Помогалов Александр Николаевич

79

4

17

Пятакова Екатерина Андреевна

100

5

18

Рыбалко

Иван Владимирович

64

3

19

Суслов Владимир Викторович

79

4

20

Слоневская Анастасия Сергеевна

79

4

21

Трофимов Максим Александрович

64

3

22

Шапова

Ксения Андреевна

86

4

23

Шкляева Екатерина Максимовна

57

3

24

Шадрунов Михаил Александрович

79

4

25

Яковлев Евгений Алексеевич

43

2

Количество невыполненных заданий

3

6

6

4

5

5

5

4

7

7

4

6

6

7

задание задание

выполнено не выполнено

Обобщенные данные выполнения учащимися заданий самостоятельной работы по темам уроков, на которых систематически использовались игровые методы и приемы обучения (приложение 3) на формирующем этапе педагогического эксперимента представлены в таблице 6, на рисунке 3.

Таблица 6

Сводные данные результатов выполнения самостоятельной работы по разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения»

(формирующий этап)

Оценка

Количество человек, поучивших отметку

%

«Неудовлетворительно»

1

4

«Удовлетворительно»

6

24

«Хорошо»

13

52

«Отлично»

5

20

Средний балл - 3,88

Рис. 3 Результаты самостоятельной работы по разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения»

По результатам самостоятельной работы №2 по разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения» мы можем сказать о том, что с заданиями справились 24 учащихся (на 2 респондента больше, чем на констатирующем этапе), что составляет 96% (показатель абсолютной успеваемости). При этом на отметку «отлично» выполнили работу 20% (5 человек), что больше, чем на начало педагогического эксперимента на 8%, на оценку «хорошо» - 52% (13 учащихся), показатель улучшился на 12%, оценку «удовлетворительно» получили 24% шестиклассников (6 человек), что меньше, чем на констатирующем этапе на 12%. Не справился с самостоятельной работой и соответственно получил отметку «неудовлетворительно» - 1 шестиклассник, что составило 4% (показатель уменьшился на 8%).

Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии игровых методов и приемов на успеваемость учащихся при их использовании на уроках биологии в шестом классе.

Сравнительные данные успеваемости учащихся на констатирующем и формирующем этапах эксперимента представлены на рисунке 4.

Рис. 4 Сравнение успеваемости учащихся на констатирующем и формирующем этапах

На формирующем этапе педагогического эксперимента (на уроке ….) повторно проведено анкетирование по методике «Измерение времени».

Результаты данной диагностики на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 7, рисунке 5.

Таблица 7

Результаты самостоятельной работы по разделу

«Клеточное строение организмов» (констатирующий эксперимент)

Ф.И.О.

Оценка времени учащимися через

13 минут

28 минут

36 минут

1

Вагнер Анастасия Александровна

10

25

35

2

Донченко

Данил Николаевич

12

28

35

3

Гаврилова Ольга Андреевна

10

25

30

4

Ильченко Михаил Юрьевич

15

30

38

5

Касаткин Даниил Евгеньевич

10

25

30

6

Кириченко Дмитрий Алексеевич

10

25

34

7

Кононова Анастасия Григорьевна

12

25

35

8

Лушников Александр Алексеевич

10

25

35

9

Лисов

Руслан Андреевич

10

28

35

10

Маслова Наталья Андреевна

10

25

34

11

Медведев Никита Владимирович

11

30

35

12

Машкова Анастасия Алексеевна

10

25

35

13

Маскалев Сергей Владимирович

12

25

35

14

Некрасова

Анна Александровна

10

25

35

15

Павлова

Олеся Максимовна

12

30

38

16

Помогалов Александр Николаевич

10

28

35

17

Пятакова Екатерина Андреевна

10

25

32

18

Рыбалко

Иван Владимирович

13

25

36

19

Суслов Владимир Викторович

10

25

35

20

Слоневская Анастасия Сергеевна

10

25

35

21

Трофимов Максим Александрович

12

28

36

22

Шапова

Ксения Андреевна

10

22

30

23

Шкляева Екатерина Максимовна

12

30

40

24

Шадрунов Михаил Александрович

10

20

30

25

Яковлев Евгений Алексеевич

13

26

35

Субъективная оценка времени по классу

11,00

26,00

34,52

Рис. 5 Интенсивность познавательной мотивации обучающихся на формирующем этапе

Анализируя таблицу 7, рисунок 4, видно, что на всех этапах урока после подсчета средних оценок времени в классе выявлено "недооце­нвание" временных рамок. Исходя из этого, можно сделать вывод, что урок для учащихся интересен, они увлечены процессом обучения, так как известно, если человек очень увлечен процессом, погружен в него, то время бежит субъективно быстрее и он склонен уменьшать длительность события.

Таким образом, результаты формирующего этапа педагогического эксперимента говорят о положительном влиянии игровых методов и приемов обучения на успеваемость и уровень познавательной учебной мотивации шестиклассников при применении их на уроках биологии.