Введение
Модернизация российского образования в качестве ключевых компетенций выпускника современной школы предполагает такие личностные особенности как способность к принятию решений, рефлексии, гибкость и оригинальность мышления, самостоятельность и активность, творческий подход к делу, умение работать в группе.
В связи с этими требованиями одной из основных задач современного обучения является развитие познавательной активности и творческого мышления школьников. Успешное развитие творческого мышления у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда обучающиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска.
В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизации процесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении естественнонаучным дисциплинам традиционных методических средств в комплексе с игровыми методами обучения [24].
Исследованием педагогических проблем активизации познавательных процессов учащихся занимались Н.В. Кухарев [27]; А.К. Маркова [29] и другие, разработкой методических приемов активизации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм и методов обучения на уроках биологии занимались Г.С. Калинова А.Н. Мягкова [19], Кавтарадзе Д.Н. [18] и другие.
В современной школе все большее значение приобретают формы и методы обучения, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровые технологии обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности [5].
В настоящее время практически каждый учитель биологии применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
В целом, резюмируя материал использованных источников по нашей проблеме, следует отметить, что в них недостаточно обобщенны сведения по по вопросу использования игровых методов обучения на уроках биологии на средней ступени обучения. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы нашей дипломной работы «Использование игровых методов обучения на уроках биологии».
Цель исследования: определить эффективность использования игровых методов обучения на уроках биологии в шестом классе.
Объект исследования – уроки биологии в 6-ых классах в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – игровые методы обучения на уроках биологии.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что применение на уроках биологии игровых методов обучения будет способствовать развитию познавательной учебной мотивации и повышению уровня знаний учащихся.
В соответствии с целью, объектом и предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования игровых методов обучения на уроках биологии.
2. Разработать и применить на практике методические материалы по использованию игровых методов обучения на уроках биологии.
3. Экспериментально проверить влияние игровых методов обучения на успеваемость учащихся по биологии и на развитие познавательной учебной мотивации.
4. Проанализировать результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, школьной документации, изучение, обобщение и использование педагогического опыта; анкетирование, педагогический эксперимент.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключаются в разработке методических материалов по использованию игровых методов обучения для проведения уроков биологии по разделам «Царства Бактерии и Грибы», «Царство Растения» и материалов для контроля знаний шестиклассников, апробации этих методических материалов в процессе обучения биологии в шестом классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Кемерово.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Кемерово.
Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы использования игровых методов обучения на уроках биологии
- 1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования
- 1.2. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
- В своей работе учитель биологии обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться [26].
- 1.3. Виды учебных игр на уроках биологии
- Выводы по главе 1
- Игровое обучение на уроках биологии
- Опирается на принципы
- Глава 2 Использование игровых методов обучения в практической деятельности учителя биологии
- 2.1. Методика проведения педагогического эксперимента
- Методика "Измерение времени"
- 2.2. Анализ результатов использования игровых методов обучения на уроках биологии
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Приложение 1 Самостоятельная работа по разделу «клеточное строение организмов»
- Приложение 2 Самостоятельная работа по разделам «царство растения», «царства бактерии и грибы»
- Игровые методы и приемы Игра «Цепочка»
- Игра «Ведьмины кольца»
- Игра «Ломаная линия»
- Игра «Кто лишний?»
- Чайнворд «Гриб»
- Игровой прием «Грибы в загадках».
- Игра «Кросс – вопрос»
- Кроссворд «Бактерии»
- Игра «Биологическое лото»
- Игра «Точечный рисунок» Тема «Царство Грибы» «Боровик»
- Точечный рисунок к заданию
- Игра «Исправь ошибки»
- Игра «Испорченные письма» (к уроку по теме «Голосемянные»)
- Урок-сказка «в некотором царстве, в государстве лишайников»
- Ход урока
- Отдел «Лишайники»
- Отдел Лишайники
- Сказка «Нет повести печальнее на свете…» (приложение к уроку)