2.1. Методика проведения педагогического эксперимента
В педагогическом эксперименте по изучению эффективности применения игровых методов обучения на уроках биологии участвовали обучающиеся 6-го «А» класса муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Кемерово
В классе 25 человек, из них 11 девочек и 14 мальчиков. Большинство детей обучаются вместе с первого класса, поэтому коллектив дружный, сплоченный. Успеваемость в классе хорошая, есть дети, которые учатся на «отлично», таких детей трое, это: Пятакова Екатерина, Гаврилова Ольга и Касаткин Даниил, но одновременно с этим в классе есть дети, которые испытывают трудности в обучении, слабо усваивают учебный материал, у них практически отсутствует мотивация учения (Ильченко Михаил, Яковлев Евгений, Шкляева Екатерина). Изучение школьной документации показало, что средний балл успеваемости по природоведению за 2009/2010 учебный год составил 3,6 балла.
На констатирующем и формирующем этапах эксперимента, для выявления уровня знаний по курсу «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» учащимся была предложена самостоятельная работа №1 по разделу «Клеточное строение организмов» (приложение 1) и самостоятельная работа №2 по разделам: «Царства бактерии и грибы», «Царство растений» (приложение 2).
При определении эффективности влияния игровых методов обучения на уроках биологии рассматривались следующие показатели: абсолютная успеваемость, средний балл успеваемости.
Абсолютная успеваемость рассчитывается по формуле:
Абсолютная успеваемость = (N1+N2+N3/ОК) ×100%, где
N1 – количество учащихся получивших оценку «хорошо»;
N2 – количество учащихся получивших оценку «отлично»;
N3 – количество учащихся получивших оценку «удовлетворительно»;
ОК - общее количество учащихся, выполнявших работу.
Средний балл успеваемости класса
Средний балл = (a×n1)+(b×n2)+(c×n3)+(d×n4)+(e×n5)/ ОК, где
А,B,C,D,E – оценка, выраженная в баллах «1», «2», «3», «4», «5»;
n 1,2,3,4,5 – количество учащихся, получивших соответствующую оценку;
ОК – общее количество учащихся, выполнявших работу.
Задания самостоятельной работы №1 и №2 были одинакового уровня сложности для всех учащихся. Оценка работ учащихся производилась в соответствии с требованиями к оцениванию ЗУН (знаний, умений и навыков) по биологии: оценка «отлично» ставится при выполнении теста на 90-100%; оценка «хорошо» выставляется при выполнении работы на 75-89%; «удовлетворительно» оценивается работа если ученик справился на 51-74%; при выполнении 50% и менее заданий учащиеся получают отметку «неудовлетворительно».
Формирующий этап заключался в том, что уроки биологии по разделам: «Царства бактерии и грибы», «Царство растений» проводились с применением как традиционных, так и игровых методов и приемов обучения (приложение 3)
В педагогическом эксперименте также была использована методика «Измерение времени» для изучения учебной мотивации.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы использования игровых методов обучения на уроках биологии
- 1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования
- 1.2. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
- В своей работе учитель биологии обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться [26].
- 1.3. Виды учебных игр на уроках биологии
- Выводы по главе 1
- Игровое обучение на уроках биологии
- Опирается на принципы
- Глава 2 Использование игровых методов обучения в практической деятельности учителя биологии
- 2.1. Методика проведения педагогического эксперимента
- Методика "Измерение времени"
- 2.2. Анализ результатов использования игровых методов обучения на уроках биологии
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Приложение 1 Самостоятельная работа по разделу «клеточное строение организмов»
- Приложение 2 Самостоятельная работа по разделам «царство растения», «царства бактерии и грибы»
- Игровые методы и приемы Игра «Цепочка»
- Игра «Ведьмины кольца»
- Игра «Ломаная линия»
- Игра «Кто лишний?»
- Чайнворд «Гриб»
- Игровой прием «Грибы в загадках».
- Игра «Кросс – вопрос»
- Кроссворд «Бактерии»
- Игра «Биологическое лото»
- Игра «Точечный рисунок» Тема «Царство Грибы» «Боровик»
- Точечный рисунок к заданию
- Игра «Исправь ошибки»
- Игра «Испорченные письма» (к уроку по теме «Голосемянные»)
- Урок-сказка «в некотором царстве, в государстве лишайников»
- Ход урока
- Отдел «Лишайники»
- Отдел Лишайники
- Сказка «Нет повести печальнее на свете…» (приложение к уроку)