logo
Лекция 5 н

Интенсивные методы обучения

Интенсивные, или ускоренные, методы обучения языку появился в 60-х - начале 70-х годов XX в. в связи с возросшей потребностью в овладении иностранными языками

а) в сжатые сроки,

б)с узкопрактическими целями (владение языком делового общения, разговорной речью и проч.).

Сформировалось новое направление исследований — методика интенсивного обучения.

Интен­сивные методы обучения направлены главным образом на овладение уст­ной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.

Интенсивные методы обучения

  1. Суггестопедический метод

  2. Метод активизации возможностей личности и коллектива

  3. Суггестокибернетический интегральный метод

  4. Ритмопедия

  5. Релаксопедия

  6. Гипнопедия

  7. «Экспресс-метод»

  8. «Интелл-метод»

I. Суггестопедический метод («суггестия» от лат. suggestum, что означает «нашептывать», «внушать». Суггестология — наука о вну­шении, суггестопедия — ее применение в педагогике).

Метод обучения представляет собой систему введения и закреп­ления учебного материала в различных ситуациях общения, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психологических резервов личности.

Эффектив­ность метода, по мнению его создателей, заключается в активизации ре­зервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, в развитии положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемо­сти и способствуют росту мотивации обучения.

II. Метод активизации возможностей личности и коллектива (МА) ориентирован прежде всего на обучение общению и в меньшей степени — на овладение языковым ма­териалом.

Теоретические положения метода базируются на достижениях рос­сийской психологической школы и в первую очередь на психологии об­щения в рамках теории речевой деятельности, а также на использовании резервов сферы бессознательного в обучении (Г. Лозанов).

На основе названных психологических теорий формулируются следующие положе­ния метода:

В методическом руководстве к курсу РКИ «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993) речь идет о шести принципах метода:

/. Принцип личностного общения (в ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информа­цией и создаются условия для реализации возможностей каждого учаще­гося).

2. Принцип ролевой организации учебного материала реализуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в раз­личных формах группового взаимодействия.

3. Принцип коллективного взаимодействия широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в сотрудничестве (Полат, 2000) и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т. е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий (Гальскова, 2000).

4. Принцип полифункциональности означает одновременное и параллель­ное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе за­нятий (в отличие от традиционного обучения, когда сначала организуется овладение аспектами языка, а затем речевой деятельностью). В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующей грамматической формы и лексического наполнения.

5. Принцип концентрированности в организации учебного ма­териала касается объема учебного материала и его распределения в курсе обучения.

6. Принцип двуплановости обучения (под вторым планом в пове­дении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, ма­неры говорить, посредством которых он располагает к себе окружающих).

III. Суггестокибернетический интегральный метод разработан в 80-е годы ХХ века. Основу метода составляет суггестивное управление процессом обучения с использованием техни­ческих средств.

Учебный материал предъявляется большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в раз­ные дни занятий. Курс позволяет автоматизировать лексику и граммати­ческие модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени.

Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его приме­нения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится лишь роль организатора учебного процесса и контролера за работой группы.

IV. Ритмопедия представляет собой методику вво­да иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использова­нием ритмостимулирования в процессе группового общения.

Ритмостимуляция понимается разработчиками метода как воздействие на биорит­мику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализа­торы.

Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания.

V. Гипнопедия - обучение во время сна.

Сущность его заключалась в том, что обучаемому пред­лагалось во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вво­димый с помощью магнитофонной записи.

VI. Релаксопедия - комплекс дидактических приемов, предусматри­вающих использование в учебных целях релаксации, т. е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Шварц, 1971).

VII. «Экспресс-метод» разработан И. Давыдовой в 90-е годы и благо­даря рекламе вызвал интерес в первую очередь у желающих овладеть иностранным языком быстро и с наименьшей затратой сил.

Для этого им предлагалось прослушивать в магнитозаписи специально подобранные тексты из сферы бытового общения.

Эксперты считают, что курс И. Давьщовой рассчитан на людей определенного психического склада — внушаемых, податливых.

VIII. «Интелл-метод», широко рекламируемый в наши дни как «интеллектуальный метод обучения» (разработан в начале 90-х годов в Академии наук СССР) основан на использовании эффекта гипермнезии, при котором информация усваивается в объеме, превосхо­дящем принятые нормы.

В основе этого метода лежит так называемый «эффект 25-го кадра»: информация с экрана телевизо­ра воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не более 24 кадров в секунду, если скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься не на сознательном, а на подсозна­тельном уровне. При этом информация обрабатывается центрами голов­ного мозга, минуя наше сознание.

Резюме. Обзор современных интенсивных методов позволяет утверждать, что в настоящее время наметились два основных пути повышения эффектив­ности обучения языку:

Разви­тие интенсивных методов в ближайшие годы пойдет по линии органиче­ского включения в систему обучения технических средств и активизации психологических возможностей личности обучающегося в качестве ис­точника повышения эффективности занятий по языку.

Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и психологических особенностей группы. Значительно возрастет роль мультимедийных средств; Интернет, электронная почта окажут значительное влияние на процесс обучения в целом и выбор ме­тодов в частности. Обучение же будет направлено на овладение общени­ем на изучаемом языке и изучение культуры других стран, что обеспечит возможность взаимопонимания между людьми.

РЕЗЮМЕ

Метод в широком смысле есть способ достижения цели. Это понятие употребляется в трех значениях: а) общеметодологическом (метод как средство познания, способ изучения природы и общества); б)общедидактическом (метод как способ взаимосвязанной деятельности преподавате­ля и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспи­тания и развития учащихся; в) частнодидактическом (или собственно ме­тодическом): метод как направление в обучении, определяющее страте­гию овладения языком.

Методы обучения в третьем значении классифицируются в зависимо­сти от существующих подходов к обучению (прямой, сознательный, деятельностный), что позволяет выделять группы методов: прямые, созна­тельные, комбинированные, интенсивные.

Основными классификационными признаками существующих мето­дов обучения являются следующие: опирается ли метод на интуитивное или сознательное овладение языком, используется или исключается опо­ра на родной язык учащихся, предполагается взаимосвязанное либо по­следовательное овладение видами речевой деятельности.

Каждый метод обучения направлен на достижение определенной цели, он независим от условий обучения, в его основе лежит лингвисти­ческая, психологическая, дидактическая концепции, составляющие тео­ретическую основу метода и реализующиеся в виде модели обучения как индивидуальной интерпретации метода в конкретных условиях препода­вания языка. В наши дни наибольший интерес проявляется к различным вариантам коммуникативного и интенсивных методов обучения, направ­ленных на практическое овладение языком в различных сферах общения при органическом взаимодействии изучения языка и культуры в учебном процессе. Широкое использование современных технологий и мультимедийных средств обеспечивает эффективность использования методов обучения.

Вопросы для повторения и обобщения материала

  1. Дайте определение понятия метод обучения. Почему это понятие относится к числу базисных категорий методики?

  2. В чем отличия между общедидактическими и частнодидактическими методами?

  3. Как классифицируются современные методы обучения (методы-направления в обучении языку)?

  4. Возможно ли создание универсального и оптимального метода обучения? Какими требованиями должен руководствоваться преподаватель при выборе метода обучения?

Примерные темы рефератов

  1. Классификация современных методов обучения

  2. Требования, определяющие выбор преподавателем методов обучения

Основная литература

  1. 1. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов/А.Н.Щукин.- М.: Высш. шк., 2003.

  2. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

Дополнительная литература

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.— М., 2000.

  2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.— М., 1991.

  3. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным язы­кам.— М., 1982.

  4. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения в языковом вузе.— М., 1986.

  5. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психоло­гии. - М.- Воронеж, 2001.

  6. Методика обучения русскому языку как иностранному: Курс лекций/Л.В. Московкин и др.— СПб., 2000.

  7. Методика преподавания русского языка как иностранного/О.Д. Митрофанова и др.—М., 1990.

  8. Милославская СК. Межкультурная коммуникация в свете задач интернациона­лизации образования//Мир русского слова. 2001. №4.

  9. Миролюбов А.А. Грамматико-переводный метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 4.

  10. Миролюбов А.А. Натуральный метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 5.

  11. Миролюбов А.А. Прямой метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 6.

  12. Миролюбов А.А. Метод Пальмера//Иностранные языки в школе, 2003, № 1;

  13. Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обуче­ния.— СПб., 1999.

  14. СурыгинА.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке.— СПб., 2000.

12