Интенсивные методы обучения
Интенсивные, или ускоренные, методы обучения языку появился в 60-х - начале 70-х годов XX в. в связи с возросшей потребностью в овладении иностранными языками
а) в сжатые сроки,
б)с узкопрактическими целями (владение языком делового общения, разговорной речью и проч.).
Сформировалось новое направление исследований — методика интенсивного обучения.
Интенсивные методы обучения направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.
Интенсивные методы обучения |
|
I. Суггестопедический метод («суггестия» от лат. suggestum, что означает «нашептывать», «внушать». Суггестология — наука о внушении, суггестопедия — ее применение в педагогике).
Метод обучения представляет собой систему введения и закрепления учебного материала в различных ситуациях общения, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психологических резервов личности.
Эффективность метода, по мнению его создателей, заключается в активизации резервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, в развитии положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемости и способствуют росту мотивации обучения.
II. Метод активизации возможностей личности и коллектива (МА) ориентирован прежде всего на обучение общению и в меньшей степени — на овладение языковым материалом.
Теоретические положения метода базируются на достижениях российской психологической школы и в первую очередь на психологии общения в рамках теории речевой деятельности, а также на использовании резервов сферы бессознательного в обучении (Г. Лозанов).
На основе названных психологических теорий формулируются следующие положения метода:
создание на занятиях коллективного взаимодействия и организация управляемого речевого общения;
раскрытие творческого потенциала личности обучаемого, обеспечивающее эффект гипермнезии (состояние памяти, при котором возможно запоминание значительного по объему материала).
В методическом руководстве к курсу РКИ «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993) речь идет о шести принципах метода:
/. Принцип личностного общения (в ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информацией и создаются условия для реализации возможностей каждого учащегося).
2. Принцип ролевой организации учебного материала реализуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в различных формах группового взаимодействия.
3. Принцип коллективного взаимодействия широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в сотрудничестве (Полат, 2000) и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т. е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий (Гальскова, 2000).
4. Принцип полифункциональности означает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе занятий (в отличие от традиционного обучения, когда сначала организуется овладение аспектами языка, а затем речевой деятельностью). В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующей грамматической формы и лексического наполнения.
5. Принцип концентрированности в организации учебного материала касается объема учебного материала и его распределения в курсе обучения.
6. Принцип двуплановости обучения (под вторым планом в поведении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, манеры говорить, посредством которых он располагает к себе окружающих).
III. Суггестокибернетический интегральный метод разработан в 80-е годы ХХ века. Основу метода составляет суггестивное управление процессом обучения с использованием технических средств.
Учебный материал предъявляется большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий. Курс позволяет автоматизировать лексику и грамматические модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени.
Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его применения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится лишь роль организатора учебного процесса и контролера за работой группы.
IV. Ритмопедия представляет собой методику ввода иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использованием ритмостимулирования в процессе группового общения.
Ритмостимуляция понимается разработчиками метода как воздействие на биоритмику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализаторы.
Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания.
V. Гипнопедия - обучение во время сна.
Сущность его заключалась в том, что обучаемому предлагалось во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вводимый с помощью магнитофонной записи.
VI. Релаксопедия - комплекс дидактических приемов, предусматривающих использование в учебных целях релаксации, т. е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Шварц, 1971).
VII. «Экспресс-метод» разработан И. Давыдовой в 90-е годы и благодаря рекламе вызвал интерес в первую очередь у желающих овладеть иностранным языком быстро и с наименьшей затратой сил.
Для этого им предлагалось прослушивать в магнитозаписи специально подобранные тексты из сферы бытового общения.
Эксперты считают, что курс И. Давьщовой рассчитан на людей определенного психического склада — внушаемых, податливых.
VIII. «Интелл-метод», широко рекламируемый в наши дни как «интеллектуальный метод обучения» (разработан в начале 90-х годов в Академии наук СССР) основан на использовании эффекта гипермнезии, при котором информация усваивается в объеме, превосходящем принятые нормы.
В основе этого метода лежит так называемый «эффект 25-го кадра»: информация с экрана телевизора воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не более 24 кадров в секунду, если скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься не на сознательном, а на подсознательном уровне. При этом информация обрабатывается центрами головного мозга, минуя наше сознание.
Резюме. Обзор современных интенсивных методов позволяет утверждать, что в настоящее время наметились два основных пути повышения эффективности обучения языку:
за счет использования технических средств и современных технологий,
за счет активизации резервов личности обучаемого (метод активизации, гипнопедия и др.).
Развитие интенсивных методов в ближайшие годы пойдет по линии органического включения в систему обучения технических средств и активизации психологических возможностей личности обучающегося в качестве источника повышения эффективности занятий по языку.
Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и психологических особенностей группы. Значительно возрастет роль мультимедийных средств; Интернет, электронная почта окажут значительное влияние на процесс обучения в целом и выбор методов в частности. Обучение же будет направлено на овладение общением на изучаемом языке и изучение культуры других стран, что обеспечит возможность взаимопонимания между людьми.
РЕЗЮМЕ
Метод в широком смысле есть способ достижения цели. Это понятие употребляется в трех значениях: а) общеметодологическом (метод как средство познания, способ изучения природы и общества); б)общедидактическом (метод как способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся; в) частнодидактическом (или собственно методическом): метод как направление в обучении, определяющее стратегию овладения языком.
Методы обучения в третьем значении классифицируются в зависимости от существующих подходов к обучению (прямой, сознательный, деятельностный), что позволяет выделять группы методов: прямые, сознательные, комбинированные, интенсивные.
Основными классификационными признаками существующих методов обучения являются следующие: опирается ли метод на интуитивное или сознательное овладение языком, используется или исключается опора на родной язык учащихся, предполагается взаимосвязанное либо последовательное овладение видами речевой деятельности.
Каждый метод обучения направлен на достижение определенной цели, он независим от условий обучения, в его основе лежит лингвистическая, психологическая, дидактическая концепции, составляющие теоретическую основу метода и реализующиеся в виде модели обучения как индивидуальной интерпретации метода в конкретных условиях преподавания языка. В наши дни наибольший интерес проявляется к различным вариантам коммуникативного и интенсивных методов обучения, направленных на практическое овладение языком в различных сферах общения при органическом взаимодействии изучения языка и культуры в учебном процессе. Широкое использование современных технологий и мультимедийных средств обеспечивает эффективность использования методов обучения.
Вопросы для повторения и обобщения материала
Дайте определение понятия метод обучения. Почему это понятие относится к числу базисных категорий методики?
В чем отличия между общедидактическими и частнодидактическими методами?
Как классифицируются современные методы обучения (методы-направления в обучении языку)?
Возможно ли создание универсального и оптимального метода обучения? Какими требованиями должен руководствоваться преподаватель при выборе метода обучения?
Примерные темы рефератов
Классификация современных методов обучения
Требования, определяющие выбор преподавателем методов обучения
Основная литература
1. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов/А.Н.Щукин.- М.: Высш. шк., 2003.
Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.
Дополнительная литература
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.— М., 2000.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.— М., 1991.
Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.— М., 1982.
Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения в языковом вузе.— М., 1986.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М.- Воронеж, 2001.
Методика обучения русскому языку как иностранному: Курс лекций/Л.В. Московкин и др.— СПб., 2000.
Методика преподавания русского языка как иностранного/О.Д. Митрофанова и др.—М., 1990.
Милославская СК. Межкультурная коммуникация в свете задач интернационализации образования//Мир русского слова. 2001. №4.
Миролюбов А.А. Грамматико-переводный метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 4.
Миролюбов А.А. Натуральный метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 5.
Миролюбов А.А. Прямой метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 6.
Миролюбов А.А. Метод Пальмера//Иностранные языки в школе, 2003, № 1;
Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения.— СПб., 1999.
СурыгинА.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке.— СПб., 2000.
- Лекция № 5 (4 часа)
- 5. Методы обучения
- 5.1 Общедидактические методы обучения
- 5.2 Признаки классификации методов
- Внимания заслуживает классификация общедидактических методов, предложенная в пособии а.Н.Щукина
- 5.3. Частнодидактические (собственно методические) методы обучения
- Методы-направления в обучении русскому языку
- Прямые методы обучения
- Недостатки прямых методов
- Классификация прямых методов
- Модель обучения, разработанная в рамках метода (включает четыре этапа работы):
- Сознательные методы обучения
- Система обучения включает в себя несколько этапов и предусматривает
- Комбинированные методы обучения
- Интенсивные методы обучения