1.2 Поручения как форма организации детского труда
Трудовые поручения -- наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.
Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить -- значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Поручения. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г.Нечаевой, А.Д.Шатовой (1974).
Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию - соответствовать видам труда.
Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже -- коллективные, маленьким подгруппам -- двум-трем детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т. п.
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (два-три дня) отвечает за какое-то дело.
Известно, что трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста часто переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогут воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого.
Когда ребенок осознает необходимость постоянно и систематически трудиться (даже тогда, когда ему не хочется), он может выполнять определенные обязанности. Для этого нужна специальная подготовка, которая позволит ребенку освоить содержание дела, входящего в его обязанность. Такая подготовка осуществляется воспитателем через разнообразные поручения.
Поручения особенно важны в период от З до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующий также предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший детский сад с младшей группы, в старшей группе не умеет правильно дежурить, это сигнал к тому, что воспитатель недостаточно и нецеленаправленно привлекал детей к выполнению поручений на младших ступенях дошкольного детства.
- Введение
- Глава I. Теоретические основы использования поручений в процессе формирования трудовых умений у дошкольников
- 1.1 Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников
- 1.2 Поручения как форма организации детского труда
- 1.3 Содержание поручений в младшей группе
- 1.4 Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
- 1.5 Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации поручений
- Глава II. Исследования уровня сформированности трудовых умений
- 2.1 Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений
- 2.2 Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
- 2.3 Анализ результатов, полученных в ходе исследования
- Заключение
- Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольников
- 1.3 Содержание трудового воспитания в детском саду
- 3.5. Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников
- Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.
- 1.3 Способы формирования коммуникативных умений в хозяйственно-бытовом труде.
- Глава I. Теоретические основы формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы
- § 3. Формирование элементарной трудовой деятельности
- Формирование у учащихся вспомогательной школы умения работать в трудовом коллективе
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- § 3. Формирование элементарной трудовой деятельности