logo
Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

1.1 Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников

На четвертом году жизни ребенок еще нуждается в уходе и помощи взрослых, воспитатель всемерно поощряет все проявления самостоятельности. Сформированные примерно к середине года навыки одевания, раздевания позволяют педагогу почти полностью отказаться от практической помощи воспитанникам и в основном ограничиться наблюдением, напоминанием способов выполнения действий, поощрением. Однако на данной возрастной ступени большое внимание необходимо уделять формированию трудовых навыков. Поскольку овладение навыком происходит не сразу и связано с затратой определенных усилий, от воспитателя требуются терпение, выдержка, такт. Он подмечает достижения детей, укрепляет у них веру в свои силы.

В конце года воспитатель предъявляет детям более высокие требования к самостоятельности в процессе самообслуживания, к качеству их действий, используя поощрение, положительные примеры. Педагог привлекает воспитанников к совместной работе с взрослыми (няней, дворником), находит доступную форму их участия в общем труде. Ребенок испытывает радость оттого, что «помогает», что уже «большой».

Во второй младшей группе дети принимают активное участие в выполнении поручений, одновременно овладевая не только трудовыми, но и простейшими организационными навыками. Под руководством взрослого ребенок постепенно усваивает, какое оборудование необходимо для выполнения того или иного поручения, узнает, где оно хранится, как нужно им пользоваться. Показ и объяснения, многократные упражнения создают достаточные условия для закрепления навыков, способствуют воспитанию бережного отношения к оборудованию, материалам, влияют на развитие аккуратности, потребности в порядке. Постепенно у детей формируется представление о том, что к выполнению трудового задания нужно готовиться; вырабатываются соответствующие организационные

навыки.

По мере овладения детьми трудовыми умениями и навыками воспитатель организует хозяйственно-бытовой труд и труд в природе сразу нескольких детей. Так, один ребенок собирает рисунки после занятия, другой -- карандаши. Педагогу удобно руководить одновременно деятельностью двух воспитанников. Он может дать им общий совет о качестве работы, показать приемы ее выполнения. В ходе такого труда рядом между детьми -- его участниками возникает общение. Педагог использует этот момент для воспитания у малышей правильных взаимоотношений. Он предлагает ребенку оказать помощь товарищу или же не мешать ему, поддерживает разговоры детей в процессе работы по поводу ее качества, темпа выполнения задания.

По мере освоения детьми навыков роль воспитателя в руководстве поручениями меняется. Первоначально он напоминает малышам приемы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом. Позднее взрослый ограничивает свою деятельность советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

Организация труда малышей в форме поручений, позволяет воспитателю решать все задачи трудового воспитания, формировать у детей нравственно-волевые навыки и качества, умение принимать цель и достигать результата.

Приобщая воспитанников к посильному труду, педагог обращает их внимание на труд взрослых (трудовые операции, отношение человека к работе, общественная значимость его труда). Вместе с представлениями о труде окружающих у ребенка формируется уважительное отношение к труженикам и результатам их деятельности. Детей четвертого года жизни следует привлекать к участию в труде взрослых, систематически организуя совместную деятельность. Воспитатель поощряет добровольное участие малышей в труде взрослых.