Заключение
Трудовые поручения -- наиболее простая форма организации труда детей. И как мы выяснили выше, они имеют особое воспитательное значение в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании трудовых умений. Так как овладение трудовыми умениями способствует самоутверждению ребёнка, рождает уверенность в своих силах, удовлетворение своей умелостью, возможность оказать помощь взрослому. Видеть плоды своих трудов - уложенные рядами кубики, в полном порядке игрушки, красиво накрытый стол - доставляет ребёнку большое удовлетворение. Ведь для ребёнка всё ново, всё интересно, и он с удовольствием трудится, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Он может помочь накрыть на стол, унести посуду после еды, с помощью взрослых покормить домашних животных, полить комнатные цветы и многое другое. У ребёнка формируется главное умение - умение трудиться. Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Литература
1. Болотина Л. Р., Баранов С. Н., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -- М., 1983.
2. Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде.-- М., 1971.
3. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. -- М., 1983.
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. -- М., 1985.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. -- М., 2006.
6. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-- М., 1980.
7. Воспитание детей в старшей группе детского сада./Под. Ред. В. В. Гербова и Р.А. Иванкова. - М., 2009.
8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. -- М., 1983.
9. Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада/Сост. Т. С. Комарова. -- М., 2006.
10. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада/Сост. В. В. Гер-бова.-М.,2006.
11. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада/Сост. О. А. Соломенникова. -- М., 2006.
12. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада/Сост. М. Б. Зацепина. - М., 2009.
13. Детский сад и семья/ Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1986.
14. Дошкольная педагогика./Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. - М., 2000.
15. Дошкольное воспитание / Гл. ред. М.А. Васильева. - № 12, 2008.
16. Дошкольное воспитание /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13, 1997.
17. Дошкольное воспитание /Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994.
18. Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1980.
19. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.,1985.
20. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -- М., 2000.
21. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -- М., 1998.
22. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. -- М., 2006.
23. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников.- М., 2010.
24. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В. В. Гербовой, Т С. Комаровой. -- М., 2006.
25. Мир детства. - М.: Дошкольник, 1987.
26. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой.- М., 1978.
27. Нравственное воспитание в детском саду /Под. Ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. - М., 1972.
28. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников./Под ред. С.А. Козловой. - М., 2009.
29. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р. С. Буре.- М., 1987.
30. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям. - М., 1983.
31. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. -- М., 2006.
32. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005.
33. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -- 4-е изд. -- М., 2006.
34. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. -- М., 1965.
35. Развитие общения у дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, М. И.Лисиной. -- М., 1974.
36. Сергеева Д. В.Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.
37. Сергеева Д. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого.- М., 1983.
38. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2007.
39. Титаренко Т. М. Нравственное воспитание дошкольников в семье.-- Киев, 1985.
40. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/ Под. Ред. М. А. Васильевой.- М., 1984.
41. Урунтаева. Практикум по детской психологии - М., 1995.
42. Фонарев А., Теплюк С. Предпосылки трудового воспитания. - М., 1983.
43. Шатова А. Д. Дошкольник и экономика.-- М., 2009.
Приложение 1
Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений, навыков и знаний детей (3 - 4 года)
Ознакомление с трудом взрослых
Кто моет пол, вытирает пыль?
Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
Кто убирает снег на участке?
Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
Кто сшил красивую одежду для кукол?
Почему нельзя ничего бросать на пол?
Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?
Самообслуживание
Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот
салфеткой).
Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться).
Почему нельзя разбрасывать свои вещи?
Что нужно сказать, когда тебе помогают?
-Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?
Хозяйственно-бытовой труд
Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы
тряпочкой).
Для чего ты сейчас протираешь стол?
-Как ты помогаешь няне?
Труд в природе
Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать?
Как называется это растение?
Как называется рыбка в вашем аквариуме?
Почему рыбку надо кормить?
Приложение 2
трудовой умение поручение дошкольник
Вопросы для диагностики формирования трудовых навыков и умений дошкольников
Навыки личной гигиены
Умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок и чистоту (убирают на место игрушки, книги, аккуратно содержат свои личные вещи в шкафах для одежды)?
Умеют ли дети пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правильную осанку за столом?
Моют ли дети руки без напоминания взрослых, по мере надобности? Сформирована ли у них привычка полоскать рот после еды, ежедневно чистить зубы? Умеют ли дети пользоваться носовым платком? Умеют ли самостоятельно приводить в порядок волосы?
Умеют ли дети самостоятельно и правильно одеваться и раздеваться, сколько времени на это уходит (в целом по группе и у отдельных ребят)? Замечают ли дети непорядок в своем костюме? Умеют ли его устранять (пришить пуговицу, почистить пальто, обувь, постирать
носки, фартук (старший возраст))?
Навыки культурного поведения с взрослыми
-Умеют ли дети обращаться к взрослым, уступают ли место (приносят стул, отворяют дверь, поднимают уроненную вещь, благодарят за оказанную помощь, стремятся помогать)?
Уровень самостоятельности в труде
-Замечают ли дети самостоятельно непорядок в окружающей обстановке?
-Умеют ли дети распределять обязанности в процессе деятельности, старательно добиваться общего результата? (5--7 лет.)
-Каков уровень трудовых умений и навыков детей?
Навыки общения со сверстниками
Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом?
Умеют ли дети договариваться при распределении трудовых действий? (5--7 лет.) Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности?
Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешать деятельности товарища?
Умеют ли дети самостоятельно разрешать возникшие между детьми споры, и если да, то какими средствами этого добиваются? Из-за чего между детьми возникают конфликты?
Какова форма взаимоотношений детей в процессе совместной
деятельности (как обращаются друг к другу с просьбой, благодарят ли
друг друга за оказанную услугу, как отзываются на просьбу товарища
о помощи и т.д.)? Что объединяет детей в группировки (интерес к деятельности, личные симпатии)?
Приложение 3
"
Таблица данных полученных в ходе исследования.
(начало года)
Имя ребёнка |
Вид деятельности |
|||
Хозяцственно-бытовой труд |
Труд в природе |
Совместный труд детей и взрослых |
||
Диана Б. |
О |
О |
О |
|
Слава Б. |
О |
О |
О |
|
Женя Е. |
О |
О |
О |
|
Данил Г. |
О |
О |
О |
|
Никита Е. |
О |
О |
О |
|
Настя П. |
О |
О |
О |
|
Женя С. |
О |
О |
О |
|
Полина Р. |
О |
О |
О |
|
Даша Т. |
О |
О |
О |
|
Арина Ш. |
О |
О |
О |
Высокий уровень - 0%.
Средний уровень - 40%.
Низкий уровень - 60%.
Приложение 4
Планирование воспитательно-образовательной работы (1-я неделя)
Дни недели |
Время в режиме |
|||
Утро |
Прогулка |
Вечер |
||
Понедельник |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
Труд в природе (поручения) |
||
Вторник |
Совместный труд детей и взрослых (поручения) |
Труд в природе (поручения) |
||
Среда |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
|||
Четверг |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
||
Пятница |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
Планирование воспитательно-образовательной работы (2-я неделя)
Дни недели |
Время в режиме |
|||
Утро |
Прогулка |
Вечер |
||
Понедельник |
Труд в природе (поручения) |
Совместный труд детей и взрослых (поручения) |
||
Вторник |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
||
Среда |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
|||
Четверг |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
Труд в природе (поручения) |
||
Пятница |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
Планирование воспитательно-образовательной работы (3-я неделя)
Дни недели |
Время в режиме |
|||
Утро |
Прогулка |
Вечер |
||
Понедельник |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
|||
Вторник |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
||
Среда |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
||
Четверг |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
Труд в природе (поручения) |
||
Пятница |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
Труд в природе (поручения) |
Планирование воспитательно-образовательной работы (4-я неделя)
Дни недели |
Время в режиме |
|||
Утро |
Прогулка |
Вечер |
||
Понедельник |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
||
Вторник |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
Труд в природе (поручения) |
||
Среда |
Труд в природе (поручения) |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
|
Четверг |
Труд в природе (поручения) |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
||
Пятница |
Хозяйстенно-бытовой труд (поручения) |
Совместный труд детей и взрослых (поручения) |
Приложение 4
Таблица данных полученных в ходе исследования.
(конец года)
Имя ребёнка |
Вид деятельности |
|||
Хозяцственно-бытовой труд |
Труд в природе |
Совместный труд детей и взрослых |
||
Диана Б. |
О |
О |
О |
|
Слава Б. |
О |
О |
О |
|
Женя Е. |
О |
О |
О |
|
Данил Г. |
О |
О |
О |
|
Никита Е. |
О |
О |
О |
|
Настя П. |
О |
О |
О |
|
Женя С. |
О |
О |
О |
|
Полина Р. |
О |
О |
О |
|
Даша Т. |
О |
О |
О |
|
Арина Ш. |
О |
О |
О |
Высокий уровень - 70%.
Средний уровень - 27%.
Низкий уровень - 3%.
Приложение 5
Сравнительная диаграмма полученных данных в ходе исследования
- Введение
- Глава I. Теоретические основы использования поручений в процессе формирования трудовых умений у дошкольников
- 1.1 Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников
- 1.2 Поручения как форма организации детского труда
- 1.3 Содержание поручений в младшей группе
- 1.4 Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
- 1.5 Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации поручений
- Глава II. Исследования уровня сформированности трудовых умений
- 2.1 Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений
- 2.2 Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
- 2.3 Анализ результатов, полученных в ходе исследования
- Заключение