logo
Suleymanova_Ispravila (1)

1.3 Содержание трудового воспитания в детском саду

Трудовое воспитание детей в детском саду ведется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [10]. Ею сформулирована основная задача трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду, определены содержание, виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы, формы организации труда.

Виды детского труда:

– самообслуживание;

– хозяйственно-бытовой труд;

– труд в природе;

– формирование представления о труде взрослых;

– ручной труд.

Формы организации труда:

– поручения;

– дежурства;

– коллективный труд.

В. Г. Андреева считает, что в педагогическом руководстве формированием трудовых навыков у детей разного дошкольного возраста есть много общих методических приемов, общих требований, которые воспитателю следует соблюдать. Но в этой работе и много своеобразного, специфического, обусловленного особенностями возраста дошкольников. Поэтому, используя общие требования, методы педагогического руководства, взрослый должен непременно заботиться о выборе таких приемов, которые позволят наиболее эффективно решать задачу формирования трудовых навыков и у малышей, и у старших детей [2, 35].

Е. С. Евдокимова считает, что трудовая деятельность детей 2-3 лет (первая младшая группа) в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания [11, 18].

В младших группах труд детей организуется в форме инди­видуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. В данном случае можно говорить о естественном разделении труда, при котором взрослый берет на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребенка то, что ему посильно. В то же время участие в труде вместе с воспитателем радует малыша, так как ставит его в положение взрослого. В процессе работы педагог помогает ребенку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во возрасте 3-4 лет (вторая младшая группа) в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие 3-4 ребенка одновременно. Каждый из них выполняет свое задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончании работы получает оценку педагога. Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, не испытывает никакой зависимости от них. В процессе работы воспитатель формирует у малышей представления о последовательности действий, разъясняет требования, предъявляемые к результату. Педагог имеет возможность установить контакт с каждым ребенком с учетом его особенностей, например, один нуждается в дополнительном показе, другой – в постоянном контроле, третьему требуется помощь и т. д. В таких условиях могут успешно решаться задачи закрепления необходимых навыков, формирования умения доводить дело до конца.

В. Г. Нечаева считает, чтобы привлечение детей к труду носило систематический характер, надо вести учет, кто и какие поручения выполнял, насколько овладел навыком. Например, утром, во время сбора детей, воспитатель предлагает 2-4 малышам помочь ему посадить лук на грядке, полить клумбу, а после дневного сна – переодеть кукол, протереть влажной тряпкой крупные игрушки. Он руководит работой каждого ребенка, показывает и напоминает приемы ее выполнения, последовательность действий, оценивает старания детей, их стремление довести дело до конца, обращает внимание на качество работы [27, 67].

В возрасте детей 4-5лет (средняя группа) перед воспитателем стоит ответственная задача – формирование привычки к трудовому усилию. Успешное выполнение этой задачи возможно только при увеличении количества трудовых поручений, систематическом вовлечении в труд всех детей.

Педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. Кроме того, данная форма эффективна при обучении вновь поступивших детей. Однако особое значение приобретают поручения, которые выполняются одновременно несколькими детьми, но каждый из них имеет самостоятельное задание (труд рядом). Так, дошкольники принимают участие в уборке комнаты: протирают мокрой тряпкой стулья, строительный материал, моют игрушки, стирают кукольное белье; на участке сгребают опавшие листья, очищают огород от мусора, камешков и т. д.

Во второй половине учебного года в том содержании труда, которым дети овладели в достаточной мере, организация поручений принимает характер коллективной деятельности. Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом является предъявление трем-пяти участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При такой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности.

Выполнение своего задания как части общего дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, а это в свою очередь создает возможности для осознания пользы и значимости объединения в труде («Чего один не сделает – сделаем вместе»), для воспитания чувства коллективизма («Мы все вместе работали», «Вместе поработали – много дел успели выполнить» и т. д.). Ребенок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил свое задание каждый.

В коллективном труде создаются условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, формируется умение распределять работу, прислушиваться к мнению сверстников.

Я. Л. Коломинский считает, что при организации общего труда необходимо равномерно распределять работу между детьми, чтобы они заканчивали се приблизительно одновременно. Если кто-либо из ребят отстает, воспитатель организует ему помощь и разъясняет: когда трудятся вместе – всегда помогают друг другу [18, 31].

В средней группе вводятся дежурства: с начала года – по столовой, со второй половины учебного года – по подготовке к занятиям. Дежурный должен выполнять порученное дело самостоятельно, в определенный срок, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство – это обязанность ребенка.

Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой свои действия. Поэтому организация дежурств принимает вид труда рядом: за каждым столом – один дежурный (аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям).

Воспитание ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, формирование привычки систематически выполнять обязанности может быть успешным только при регулярном участии детей в труде и при наличии необходимого объема действий. Если дежурный по столовой занят достаточно, то дежурные по подготовке к занятиям нередко остаются без дела. Например, первое занятие – слушание сказки, второе – музыкальное, которое проводится в зале. При таком положении лучше вообще не назначать дежурных или дать им конкретное задание: заранее пойти в зал (по договоренности с музыкальным руково­дителем), расставить стульчики, подготовить атрибуты для пляски и т. д.

В старших группах (5-7 лет) используются все 3 формы организации труда детей: поручения (индивидуальные и общие), дежурства, коллективный труд всей группы.

Д. В. Сергеева считает, что, формируя новые навыки, воспитатель, также, как и в средней группе, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения в работе с детьми, требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с воспитанниками, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его) [32, 33].

Кроме того, в старших группах вводятся длительные индиви­дуальные поручения: в течение определенного времени дети ухаживают за посаженными растениями или поддерживают порядок в книжном уголке, в месте хранения игрушек, на участке и т. д. Такие поручения способствуют развитию чувства ответственности, осознанного отношения к своим обязанностям.

Общие поручения, объединяющие участников в коллектив, в старшей группе становятся ведущей формой организации труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий. Включение детей в общие поручения дает им возможность проверить на практике сложившиеся представления о нормах поведения в коллективе: оказывать помощь товарищам, предъявлять требование к тому, кто работает без достаточной тщательности или проявляет небрежность

Общие поручения иногда принимают характер совместной дея­тельности. Ее отличительной особенностью является наличие рада последовательных операций, каждую из которых выполняет только один участник. Например, первый ребенок достает игрушки с полки и ставит на стол, второй протирает их от пыли, третий убирает на прежнее место. Или первый ребёнок снимает с кукол белье, второй стирает, третий полощет и вешает на веревочку, четвертый – надевает на кукол чистое белье. При такой организации дети оказываются в зависимости друг от друга: пока игрушка не будет чистой – ее нельзя ставить на место; пока белье с куклы не будет снято – его нельзя стирать и т. д. Качество работы каждого становится предметом контроля со стороны товарища: при обнаружении небрежности или ошибки он может предъявить претензии к сверстнику. Такие особенности организации обеспечивают взаимосвязь участников трудовой деятельности.

Т. А. Маркова отмечает, что возникает необходимость учета трудоемкости каждой операции: так, протереть полку от пыли легче, чем переодеть куклу; вымыть растение сложнее, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время и объем работы каждого ребенка, следует наиболее сложную операцию поручать двум-трем детям. Например, трое ребят стирают кукольное белье, один полощет, затем все вместе развешивают его, а потом высушенное, надевают на кукол [25, 23].

Другая особенность совместного труда – неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, получив за­дание протереть листья у комнатных растений, первый ребенок снимает их с подоконника, второй моет листья, третий ставит чистые растения на поддоны. Тот, кто выполняет последнюю операцию, вынужден ждать, пока не будет выполнена работа его товарищами. Он начинает торопить их. В данном случае целесообразно предложить этому ребенку дополнительное задание: прежде чем расставить вымытые растения, надо протереть подоконники.

Приемы, выбираемые воспитателем, зависят от характера совместной деятельности дошкольников. Например, при оформлении групповой комнаты к новогоднему празднику детям предлагается выполнить панно, используя уже известные приемы работы. Педагог заранее готовит шаблоны, несколько деталей. Это позволяет начать работу одновременно: первый ребенок обводит по шаблону деталь; второму дается лист бумаги, на котором уже обведена эта деталь, и он начинает ее вырезать; третий может начинать наклеивать деталь на общий лист, так как ему заранее приготовлены 2-3 детали. Закончив свое задание раньше других, первый участник приходит на помощь сверстникам. Следует отметить, что подобную организацию нельзя использовать во время занятий по аппликации, так как это затрудняет решение поставленных воспитателем задач.

С. А. Козлова считает, что в этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки хозяйственно-бытового труда у детей, опыт, приобретённый ими при выполнении поручений, позволяют педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условия, когда должно проявиться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности [15, 176].

В старших группах имеет место коллективная трудовая дея­тельность, в которую включаются все дети: уборка групповой комнаты, оформление ее к празднику, уборка участка, разбивка огорода, сбор овощей и т. д. Чтобы в работе могли принять участие все дети, целесообразно разделить группу на 3-4 звена и предложить каждому самостоятельное задание. Состав детей в звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, периодически меняются.

Основное внимание воспитателя во время руководства коллек­тивным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям или какому-либо звену, например, при возникновении спора.

Как отмечает Р. С. Буре, педагог должен заранее определить объем работы и равномерно распределить его между звеньями. Поэтому следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере [7, 17].

Таким образом, если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают трудовыми навыками и умениями, с интересом занимаются любыми видами труда.