4. Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.
Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.
Система научных знаний, навыков, умений, которыми должен овладеть ученик.
Содержание напрямую связано с целями
Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности.
Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний
Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.
Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом.
Содержание школьного образования в России формируется в соответствии с государственными документами на основе:
гуманизации образования;
направленности на всестороннее развитие личности;
интеграции;
дифференциации;
научной и практической значимости содержания образования;
соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;
применения современных информационных технологий.
Учебные планы, учебники – корректируют содержание и отражают его.
Зависит от социального заказа => отбор содержания
Каждый год учебный план видоизменяется. Но стандарт для всех один
Содержание образования состоит из различных элементов:
1 познавательная деятельность (фиксируется в форме результата)
2 опыт осуществления известных способов действий, усвоение применения опыта (практическое применение)
3 область творческих действий (нестандартные решения)
4 эмоционально-оценочное суждение
1 когнитивный опыт личности
2 опыт практической деятельности
3 опыт творческой деятельности
4 опыт отн. личности
1 общее образование (гуман+естеств) Общее образование человек приобретает как в школе, так и в профессиональных средних и специальных учебных заведениях. Иногда оно может быть получено посредством самообразования. Особенностями такого образования являются широта и всесторонность. В нем гармонично сочетаются как естественные, так и гуманитарные предметы. Их изучение дает возможность обеспечить формирование познавательных интересов и основу для дальнейшего обучения.
2 политехническое образование (основы современ производства) => специальное образование При политехническом образовании человек знакомится с научными основами современного.производства. В средних специальных учебных заведениях у человека формируют умения применять самые простые технологии, технические приспособления, инструменты, вычислительную технику. Политехническое образование дает прекрасную возможность учащимся подготовиться к выбору будущей профессии. Оно же замечательно сочетает теорию и практику.
3 проф образование (получение классификации в определенной деятельности) Профессиональное образование дает возможность получить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем продолжается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведениях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.
Принципы отбора:
1 Принцип соответствия социальному заказу - Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего раз вития и роста личности.
2обеспечение научного и практического знания - В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины
3 учитывание реальных способностей того или иного процесса обучения - Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение у ровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучениям школе.
4 обеспечение единства: содержание одного предмета не должно дублироваться в других предметах - . В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах
5 принцип гуманизации (культура знаний) -Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.
Критерии отбора:
Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной на уки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности исовершенствование ее познавательных интересов.
Критерий научной и практической значимости со держания образования, согласно которому в любой учебной программе Должны применяться только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.
3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемо сти во время полного усвоения ими учебного мате риала за определенное время.
Критерий соответствия объема содержания време ни изучения данного предмета используется вовремя лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.
Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.
- Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики).
- 2. Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения.
- 3. Цели, задачи и принципы обучения.
- 4. Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.
- 5.Документы, определяющие содержание образования. Государственный стандарт
- Учебные планы и программы
- 1 Теоретико- познавательный компонент
- 2 Инструментально- практический компонент
- 7. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения.
- 8. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения для конкретной учебной деятельности.
- 9. Активные методы обучения.
- 10. Средства обучения, их типология и характеристика.
- Средства обучения как компонент педагогического процесса
- Технологии традиционного обучения.
- Технология педагогических мастерских (почитайте, может это тоже надо?)
- Этапы работы мастерской
- 21. Технологии проблемного и диалогового обучения.
- 22. Технологии интегрированного обучения
- 23. Технологии игрового обучения.
- 24. Технологии крупноблочного и модульного обучения.
- 25. Технологии дифференцированного обучения
- 26.Интенсивные методы обучения.
- Новый Образовательный Стандарт
- 8 Вопрос.
- Классификации методов обучения
- 1. Словесные методы изложения
- 2. Наглядные методы
- 3. Практические методы
- 4. Дидактические игры
- 6. Программированное и компьютерное обучение
- 7. Дистанционное обучение