logo search
monografia_MPGU-05_03_121

Содержание формирующего этапа

Блоки

Цель

Методы, приемы, упражнения

Информационно-теоретический блок

Повышение уровня знаний и представлений у студентов об исследованиях в сфере инноваций, основных характеристиках инновационных процессов, о составляющих инновационной позиции и ее особенностях

Основными формами работы на данном этапе явились лекционные занятия и ознакомление с психолого-педагогической литературой по исследуемой проблеме;

Развитие мотивационно-ценностного компонента

Развитие самопознания и самоопределения студентов в инновационном образовательном процессе

«Образ Я в инновационном процессе», «Я-реальное и Я-идеальное в инновационном процессе», «Чемодан в дорогу», «Качества», «На какой я ступеньке на лестнице инноваций», «Обсуждение профессиональной логичности», «Психолог без маски», «Что я приобрел, получив профессию психолога образования», «Волшебная лавка», «Контраргумент».

Развитие когнитивного компонента

Развитие способности к самоанализу и самооценке личности, усовершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

«Интервью с психологом образования», «Вексель-рейтинг профессиональных качеств», «Уверенное-неуверенное поведение», «Какой я в инновационной деятельности», «Самооценка профессиональных качеств», «Розовый куст», «Я – психолог будущего», «Близнец издалека», «Здесь и теперь».

Развитие операционального компонента

Развитие навыков саморегуляции, самопознания и креативности

«Школа будущего», «Диспут», «Интервью с профессионалом», «Работа с ассоциациями», «Мои инновации», «Раз инновация, два инновация», «Преувеличение или полное изменение поведения», «Прошлое, Настоящее, Будущее».

Развитие эмоционального компонента

Отработка навыков проявления эмоций, развитие навыков рефлексии чувств.

«Всеобщее внимание», «Мимика и пантомимика», «Метафора», «Невербальный подарок», «Таможня», «Памятник чувства», «Зеркало», «Молчанка», «Выражение лица».

Формирования готовности к психологическому сопровождению инновационной деятельности в сфере образования

Отработка навыков психологического сопровождения инновационной деятельности

Кейсы:«Начало профессионального пути», «Адаптация нового педагога», «Принятие инновационной программы», «Консультация родителей», «Основы профилактической работы», «Последствия внедрения инноваций», «Эффективность инновационных обучающих программ», «Адаптация обучающихся», «Разногласия в коллективе», «Психологического сопровождения инновационной деятельности», «Родительское собрание».

Обобщив результаты повторного тестирования экспериментальной и контрольной групп, нами были сделаны следующие выводы. Показатели интеллектуальной лабильности улучшились в обеих группах; терминальные ценности оказались более устойчивыми и существенно не изменились, более заметные изменения обнаружились в системе инструментальных ценностей; набор наиболее предпочитаемых и менее популярных ценностей заметно изменился лишь в экспериментальной группе; группы наиболее популярных ценностей в контрольной группе остались неизменными в период первичного среза и повторного тестирования (конкретные ценности, ценности дела, ценности личной жизни, конформистские ценности, ценности принятия других). Для студентов экспериментальной группы более значимыми стали ценности профессионального самоопределения и ценности принятия других, что является важным показателем в формировании инновационной позиции студентов. У них повысился уровень рефлексии, осознания своих чувств и потребностей, они стали более самостоятельными и независимыми в своих поступках, свободно выражать свои эмоции, увеличилось число студентов со средними показателями креативности. Одним из значимых показателей развития инновационной позиции в экспериментальной группе является и тот факт, что студенты стали в большей мере принимать на себя ответственность за свои действия и поступки.

У студентов контрольной группы повысились показатели гибкости, снизилась самооценка способностей и принятия себя. Большинство студентов контрольной группы старались переложить ответственность за свои действия на других. Студенты экспериментальной группы по сравнению с контрольной более осведомлены об особенностях работы психолога образования в инновационных образовательных учреждениях, видах деятельности и функциях, которые он выполняет. Они выделяют основные направления помощи участникам инновационного процесса, способны выявить их проблемы и стараются их разрешить.

Таблица 4