2. Особенности психологических затруднений в профессиональной деятельности
В настоящее время разработана психологическая классификация напряженных ситуаций, которая включает в себя: скоропроходящие напряженные ситуации, длительные напряженные ситуации, напряженные ситуации с элементами неопределенности, напряженные ситуации, требующие готовности к экстремальным действиям, ситуации, составляющие неожиданность и дефицит времени, напряженные ситуации "доминантного состояния", критические ситуации.
Если рассматривать эту классификацию применительно к условиям будущей профессиональной деятельности студента, то можно констатировать, что все эти ситуации так или иначе встречаются в любой деятельности. Поэтому становится очевидной проблема готовности к ним. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях определяется как активно-действенное состояние личности, отражающее возможные требования этих ситуаций и выступающее как регулятор целесообразного поведения. Готовность содействует сохранению эффективности деятельности при неожидаемых осложнениях.
Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях трудовой деятельности, является стресс. Это состояние, сложное по своей природе, имеет не только психофизиологический, но и личностный и социальный аспекты рассмотрения.
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Что подразумевается под словом неспецифический. Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. Другими словами, кроме специфического эффекта все воздействия вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Все реакции, независимо от типа, имеют целью повышение сопротивляемости организма, адаптацию к неблагоприятным стимулам посредством мобилизации энергетических ресурсов для борьбы с ними или для того, чтобы избежать их.
Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман: «…стрессоустойчивость - интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».
Таким образом, стрессоустойчивость личности рассматривается, в основном, на социально-психологическом уровне, который включает:
* сохранение способности к социальной адаптации;
* сохранение значимых межличностных связей;
* обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;
* сохранение трудоспособности;
* сохранение здоровья.
Г. Селье назвал выявленный им феномен «общим адаптационным синдромом», подчеркнув тем самым глубокую внутреннюю связь между понятиями стресса и адаптации. Это представление основоположника учения о стрессе нашло в последующем множество экспериментальных подтверждений. Исследователи все более и более интересуются тем, как человеческие силы и адаптивные возможности (физические и психосоциальные ресурсы) способствуют ограничению негативных последствий стресса [42, 43].
Стрессовое состояние является для человека универсальным сигналом, который требует действий, изменений: установок, оценок, отношений, стереотипов и т. д. Стресс — это вызов, адекватно отвечая на который, личность адаптируется; в противном случае наступает дезадаптация.
Ф.Б. Березин определял психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющий индивидууму удовлетворять актуальные потребности при сохранении психического и физического здоровья, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения, требованиям среды». Автор также различает аллопсихическую и интропсихическую адаптацию [4].
Аллопсихическая адаптация предполагает «модификацию поведенческой активности, целесообразное изменение ситуации, улучшающее возможности удовлетворения актуальных потребностей и снижающее эмоциональное напряжение индивида». Адаптация этого типа представляет собой реорганизацию среды путем активного на нее воздействия или ухода (смены среды).
Интропсихическая адаптация подразумевает «реориентацию личности, позволяющую изменить взаимоотношения в системе человек—среда при относительной стабильности среды». Адаптационные процессы ограничиваются пределами психической сферы, их эффективность определяется возможностью устранения несоответствия между потребностями человека и способностью к их реализации за счет модификации установок и ценностных ориентаций.
Успешность психологической адаптации определяется гармоничностью структуры личности, устойчивостью к стрессу, особенностями психологических защит и копинг-поведения.
Исследование показывает, что возникновение психологических затруднений в профессиональной деятельности обусловлено самим содержанием, субъективными и объективными условиями той или иной деятельности. Такие затруднения или психологические барьеры представляют собой внутреннее психологическое препятствие, вызывающее определенную реакцию, проявляющуюся в эмоциональной оценке, переживании травмирующего воздействия и преодолении трудностей.
В контексте нашего исследования ресурсы, связанные с совладанием способами разрешения напряженных профессиональных ситуаций, связаны с преодолением психологических барьеров. Основываясь на деятельностном подходе к сознанию С.Л. Рубинштейна, на концепции профессионального становления личности, мы выдвинули положение о том, что психологические барьеры представляют собой один из видов отражения критических ситуаций, вызывающих внутренние препятствия, ограничения, рассогласования смысловых структур в жизни субъекта [41]. В ходе деятельности возникают “критические точки”, в которых определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат. По мере приближения к таким точкам в человеке нарастает напряжение. После того, как критическая точка пройдена, наступает разрядка. Любой результат профессиональной деятельности человека в соотношении с различными мотивами и целями может приобретать одновременно и положительное, и отрицательное значение. Любое действие несет в себе внутренне противоречивый, конфликтный характер, что приводит к напряженным эмоциональным состояниям. Эти состояния являются препятствиями, психологическими барьерами, дезорганизующими деятельность человека и приводящими его к неспособности эффективно осуществлять свои профессиональные функции.
Психологические барьеры в профессиональной деятельности выражаются в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности. Они осуществляются в особого рода внутренней деятельности - переживании, которая представляет собой внутреннюю работу, направленную на устранение смыслового рассогласования сознания и бытия, восстановление их соответствия и обеспечение эффективности профессиональной деятельности. Переживание проявляется в форме определенного психического состояния, испытываемого субъектом; в форме стремлений, желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора и обеспечивающих саморегуляцию деятельности; в форме активности, позволяющей субъекту преодолевать критические события. Реально осуществляемая профессиональная деятельность в ситуациях психологических барьеров может приводить к различным эффектам в зависимости от психологических механизмов, на которых она строится. В условиях трансформации смысловых структур личности в соответствии с изменившимися способами профессиональной деятельности происходит конструктивное преодоление психологических барьеров. В этом случае барьеры создают предпосылки для развития личности, которое осуществляется в процессе устранения кризиса профессиональной деятельности: в психике происходят такие изменения, которые восполняют недостаток внутренних ресурсов, необходимых для преодоления критических ситуаций. Эти изменения стимулируются не только извне - предметом потребности, но и изнутри. Происходящая под влиянием барьера актуализация профессиональных способностей переживается субъектом как состояние напряжения, стресса, дискомфорта. Это - отклонение от нормального режима функционирования. Развитие ведет к восстановлению нарушенного равновесия и снятию напряжения. Стремление к равновесию является основой психологической устойчивости личности. В процессе преодоления барьеров происходит перестройка психологической структуры личности. Возрастание внутренних ресурсов, их переструктурирование позволяют преодолеть сопротивление тех или иных препятствий, что приводит к развитию личности [32].
Таким образом, системообразующей содержательной характеристикой психологического барьера является внутренняя психическая активность, направленная на устранение возникающих нарушений деятельности, перестройку смысловых структур личности, связанную с такими изменениями в психике, которые восполняют недостаток внутренних ресурсов, необходимых для преодоления критических ситуаций и обеспечения устойчивости профессиональной деятельности. Происходящая под влиянием барьера актуализация профессиональных способностей переживается субъектом как состояние напряжения, стресса, дискомфорта и является отклонением от нормального режима функционирования.
Применение ресурсного подхода к изучению психологических барьеров деятельности связано с исследованиями механизмов их преодоления в профессиональной педагогической деятельности, а также с рассмотрением эффективности и устойчивости профессиональной деятельности.
Рассмотрим проявление психологических барьеров на примере педагогической деятельности. Исследование осуществлялось совместно с Н.А. Подымовым в период с 1998 по 2000 г.г.
Наиболее характерными видами психологических барьеров, имеющими место в педагогической деятельности, являются напряженные психические состояния, стресс и фрустрация. Результаты исследования психологических барьеров в педагогической деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
- Л.С. Подымова
- Содержание
- Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической инноватики .. 6
- Глава II. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности учителя ……………………………………………………………………30
- Глава III. Психологическая характеристика субъектов инновационной деятельности ………………………………….. 83
- 3.8 Программа формирования позитивных отношений педагогов в процессе инновационной деятельности ……………………………………….190
- Введение
- Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической инноватики
- Предпосылки развития психолого-педагогической инноватики
- Развитие научных представлений о природе и детерминации инновационных процессов
- 1.3.Основные понятия психолого-педагогической инноватики
- Глава II. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности учителя
- 2.1. Структура инновационной деятельности учителя
- Инновационная деятельность как социально-психологический феномен
- 2.3. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса
- Глава III. Психологическая характеристика субъектов инновационной деятельности
- Психологическая готовность личности к восприятию новшеств
- 3.2. Образ и смысл инновационной деятельности в образовании
- Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в «зеркале инноваций»1
- 3.4. Эмпирическое исследование условий формирования толерантного сознания педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.5.Особенности стратегий самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.6. Ресурсный подход в психологическом сопровождении инновационной деятельности: сущность и содержание
- 2. Особенности психологических затруднений в профессиональной деятельности
- Динамика развития барьеров в педагогической деятельности (в баллах)
- 3. Стратегии и механизмы ресурсного подхода в психологическом сопровождении инновационной деятельности
- 3.7. Инновационно-рефлексивный практикум как метод формирования готовности личности к инновационной деятельности
- 3.8 Программа формирования позитивных отношений педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.8. Психологические особенности формирования инновационной позиции студентов – будущих психологов образования
- Содержание формирующего этапа
- Динамика средних показателей выраженности компонентов инновационной позиции в экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего эксперимента
- Показатели положительных сдвигов в компонентах инновационной позиции в экспериментальной и контрольной группах (g-критерий знаков)
- Заключение
- Список литературы