logo search
О

1 Ориентировочный этап

Задачи первого этапа:

Решение данных задач позволяет сформировать адекват­ный возрастным и речевым возможностям, а также интере­сам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

Обследование рациональнее начинать со знакомства с ме­дицинской и педагогической документации, которая изучает­ся в отсутствие родителей или лиц их заменяющих. Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объем может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребе­нок. К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консуль­тации которых получены по собственной инициативе родите­лей в различных медицинских учреждениях, в том числе и негосударственных: аудиограммы, заключения о результатах

ЭЭГ, РЭГ, ЭХО-ЭГ1 и др.

По ходу изучения медицинской документации логопед

составляет представление о возможной этиологии речевой патологии и ее патогенезе. Особое внимание необходимо обра­тить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребенка, на наличие тяжелых и/или хронических заболеваний. Например, наличие очаговых изменений, отме­ченных в результате проведения ЭЭГ, может свидетельство­вать в пользу речевого дефекта, имеющего органический ха­рактер. Однако необходимо учитывать, что в медицинской до­кументации не всегда указываются достоверные сведения. Например, достаточно часто завышается число Апгара, свиде­тельствующее о жизнестойкости плода. Могут отсутствовать сведения о пренатальном периоде развития ребенка, данные о ходе его раннего речевого развития. Поэтому в процессе зна­комства с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями.

К педагогической документации относятся характерис­тики на ребенка педагогов, работающих с ним: воспитателя детского сада или учителя школы, психолога, социального пе­дагога, логопеда и др. К ней же можно отнести школьный днев­ник, в котором отмечаются результаты текущей, промежуточ­ной и итоговой успеваемости ребенка. Кроме того, в дневнике достаточно часто содержится переписка педагога с родителя­ми, из которой можно выяснить некоторые особенности пове­дения ребенка в школе, а также особенности взаимоотноше­ний с учителями. Например, очень показательны больших раз­меров двойки, выставленные в дневнике красными чернилами. Таких двоек у некоторых детей может быть несколько за один урок! Или неоднократные замечания, каждый раз начинающи­еся со слов «ОПЯТЬ...». С другой стороны, дневник можно отнести к работам ребенка, поскольку в нем представлены

достаточно яркие образчики самостоятельного письма обсле­дуемого.

В ходе изучения педагогической документации состав­ляется представление о тех проблемах, которые испыты­вает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально ти­пологических особенностях. Кроме того, необходимо учиты­вать и стиль отношений «педагог — ребенок», которые также могут влиять на успешность адаптации ребенка в образова­тельной среде. Наличие неблагоприятных отношений или не­достаточно грамотно сформулированных характеристик мо­жет навести нас на мысль о благоприобретенных проблемах, особенно в области освоения чтения и письма у школьников, т. е. на наличие педагогических ошибок.

Следующий шаг — изучение работ ребенка. Естественно, что набор работ будет различен в зависимости от возраста нашего обследуемого: наиболее объемный и разнообразный у подро­стков и наименее разнообразный у младших дошкольников.

К данному виду документации можно отнести рисунки, школьные тетради и дневник.

Рисунки или творческие поделки ребенка характеризуют его склонности, уровень сформиронннности моторно-графиче­ских навыков. Если логопед владеет проективными методи­ками, то на основе анализа рисунков, работ и т. п. он может сделать предположения об особенностях личности и акценту­ациях ребенка.

Если к вам для обследования придет школьник, попроси­те его родителей принести следующий набор тетрадей:

Аналогичные функции выполняет и дневник школьника. Как правило, дневники не проверяются учителями с точки зрения грамотности записи домашних заданий. Поэтому пред­ставленные в дневнике ошибки носят максимально развернутый характер. Кроме того, сама манера ведения дневника, ха­рактер оформления записей домашнего задапня, а также та­кая мелочь, как заполнение расписания уроков в дневнике одним из родителей и выяснение вопроса, почему этого не делает сам ребенок, может добавить выразительные черты в портрет нашего испытуемого.

Изучение работ ребенка помогает нам составить предва­рительный портрет личности ребенка, выявить особенности построения его произвольной (учебной) деятельности, соста­вить перечень типичных устойчивых ошибок на письме, а так­же выявить те психические процессы, несформированность которых может обуславливать наличие дисграфии и дислек­сии у ребенка.

Таким образом, изучение документации не только предо­ставляет нам прямые сведения о состоянии здоровья и осво­ении социально-образовательных навыков ребенка, но и пре­доставляет массу косвенной информации, на основе кото­рой выстаивается беседа с родителями ребенка.