3. Стратегии и механизмы ресурсного подхода в психологическом сопровождении инновационной деятельности
В понимании того, психологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов, мы исходим из трактовок, согласно которым сопровождение – это создание условий, необходимых для развития личности, «снабжение», обеспечение способами действия и технологиями саморазвития, освоение нового профессионального опыта. Содержательными компонентами этого опыта являются:
• актуализация, обновление, воплощение смыслов профессиональной деятельности;
• освоение авторской позиции;
• возникновение профессиональной общности, объединенной согласованностью профессиональных ценностей и готовностью к профессиональному сотрудничеству;
• выстраивание внеролевых межличностных отношений;
• расширение ролевого и поведенческого репертуара.
Преобразование опыта выступает процессом, сопутствующим смыслопорождающей и смысловоплощающей деятельности студентов, в котором «выращивается» их новый опыт.
Данный процесс окажется эффективным при условии соответствующего психологического сопровождения, предполагающего:
1) целенаправленное преобразование факторов риска в напряженных профессиональных ситуациях в факторы развития путем изменения характера их действия и субъективных образов, существующих в сознании студентов;
2) развертывание процесса «выращивания» нового опыта в определенной логике: а) погружение в совместную деятельность, моделирующую ситуации, затрудняющие выполнение будущей профессиональной деятельности, создание кризиса компетентности; б) преобразование ситуаций затруднения в образовательные ситуации; в) освоение и интериоризация способов снятия затруднений; г) рефлексивное сопровождение всех этапов данного процесса;
3) наличие группового субъектного опыта.
Процесс психологического сопровождения инновационной деятельности связан с поиском ресурсов, помогающих им в преодолении негативных последствий напряженных профессиональных ситуаций.
Одним из подходов к определению ресурсов развития является концепция сохранения психологической устойчивости личности. При этом под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Г. Селье предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе: поверхностная адаптационная энергия и глубокая адаптационная энергия. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию», они достаточно легко восстанавливаются, например, после отдыха, полноценного сна и питания, психофизической релаксации и др. Если происходит восстановление психоэнергетических (адаптационных) ресурсов, то организм не переходит в состояние предболезни [42]. Согласно Г. Селье, поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет глубокой адаптационной энергии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогенной ситуации и израсходованы «поверхностные энергетические ресурсы». Истощение «глубоких» ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели организма.
Э. Фромм [53] выделил три психологических ресурса, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций.
1. Надежда — психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет. «Надеяться — значит, в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло».
2. Рациональная вера — убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера — рациональная интерпретация настоящего.
3. Душевная сила — мужество. Душевная сила — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру.
Л.А. Китаев-Смык [13] отмечал, что стресс-толерантность личности и выносливость по отношению к фрустраторам зависит от поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы. Распад социальных связей влечет за собой ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение. Социальная поддержка в группе, работающей в условиях стресса, не снижая уровня напряженности (стресса), может способствовать «переводу» его неблагоприятных проявлений в благоприятные, т.е. «переводу» дистресса в эустресс.
Социальная поддержка может быть институционной, исходящей от государственных структур; корпоративной, связанной с профессионально-трудовой структурой (административная, профсоюзная поддержка), и межличностной, исходящей от отдельных людей (семьи, друзей, знакомых). Разновидностью социальной поддержки является социально-психологическая поддержка: эмоциональная, информационная, инструментальная или функциональная. Социальная и социально-психологическая поддержка выступает в качестве некоторого буфера между стрессом и его негативными последствиями, смягчает патогенное действие стресса, оказывающего влияние на здоровье. Социальная поддержка — это внешний ресурс, она представляет собой весьма специфическую переменную, зависящую от готовности личности обратиться за помощью. Способность обратиться за внешней поддержкой и принять ее — это внутренний ресурс личности, который во многом зависит от социально-психологической активности, направленной на формирование вокруг себя персональной «сети поддержки», и готовности обратиться к ней в трудные периоды жизни. Итак, социальная поддержка — важный ресурс сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Многие авторы отмечают, что положительное социальное окружение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важнейших факторов сохранения стрессоустойчивости личности. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса.
Следующий ресурс стрессоустойчивости — психологическая компетентность индивида, уровень его психологической грамотности и культуры. Вместе с социальным опытом она определяет конкретные формы адаптивных процессов в стрессовых ситуациях.
К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам преодоления стресса относятся следующие:
* Активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста.
* Сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность».
* Активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях.
* Позитивность и рациональность мышления.
* Эмоционально-волевые качества.
* Физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к нему как к ценности).
К информационным и инструментальным ресурсам относятся:
* способность контролировать ситуации (степень ее воздействия на человека оценивается адекватно);
* использование методов или способов достижения желаемых целей (мастерство, способность, успешность);
* способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, информационная и деятельностная активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс-ситуации;
* способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации;
* материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода и материальных условий, позволяющие восстанавливать первичные физиологические потребности: безопасность жизни, стабильность оплаты труда, хорошие «гигиенические» факторы труда и жизнедеятельности.
Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и способы преодоления стресс-ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения. Умение успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния, — является важным навыком для каждого человека.
Характер преодолевающего поведения зависит от жизненной позиции, активности личности, от потребностей в самореализации своих потенциалов и способностей. Понятия «копинга», преодолевающего поведения, используются для описания характерных способов поведения человека в различных стрессогенных ситуациях. Этому процессу впервые было уделено внимание в психоанализе, где З.Фрейдом [51,52 ] было введено понятие защитных механизмов, с помощью которых мы справляемся с неприятными чувствами и эмоциями, либо подавляем их. Ее заслуга состоит также в описании наблюдений, согласно которым люди имеют склонность выборочно использовать немногие защитные механизмы, несмотря на их более широкий потенциал. Идея о том, что человек имеет привычные стратегии для преодоления стрессовых ситуаций, позднее заинтересовали многих исследователей копинга.
С позиций когнитивно-поведенческого подхода преодоление (копинг) рассматривается как совокупность когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления стресса, или как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию в течение периодов стресса.
Концептуализация процессов преодоления занимает центральное место в современных теориях психологического стресса. Однако в настоящее время нет однозначного понимания многих механизмов преодоления. Например, необходимо более полное понимание того, как преодоление соотносится с факторами стрессоустойчивости, а также того, как ситуационные (средовые) факторы могут опосредовать преодоление в процессе стресса.
Психологическое предназначение преодоления состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым, купируя стрессовое воздействие ситуации.
В настоящее время выделяются три подхода к проблеме преодоления. Первый рассматривает преодоление с точки зрения динамики эго — как один из способов психологической защиты, ослабляющий напряжение. Второй подход рассматривает преодоление, исходя из теории черт личности, — как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. В третьем, наиболее распространенном, подходе преодоление понимается как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и степенью столкновения субъекта с внешним миром, стрессовым событием.
Большинство классификаций копинг-ресурсов построено на основе предложенных Р.С. Лазарусом и С. Фолкманом [52] модусов психологического преодоления: проблемно-ориентированного (усилия направляются на решение возникшей проблемы) и эмоционально-ориентированного (изменение собственных установок в отношении ситуации). Обе стратегии представляют собой попытки справиться с требованиями проблемы или ситуации: в первом случае мобилизуются ресурсы поведения; они направлены на изменение проблемы, вызвавшей дистресс.
Во втором случае мобилизуются ресурсы для регулирования переживаний стресса. Усилия, направленные на регулирование эмоционального отклика (реакции) на ситуацию стресса, могут иметь много форм. Они могут включать: усилия, направленные на уменьшение эмоционального дистресса (например, дистанцирование), когнитивное изменение события (ориентация на его положительные аспекты), намеренное усиление дистресса, чтобы мобилизоваться для действия, и другие стратегии. Кроме того, выделяют проблемно-ориентированное преодоление и эмоционально-ориентированное преодоление (самообвинение, избегание, предпочитаемое истолкование).
Другие исследователи подчеркивают, что, несмотря на терминологические различия, можно говорить о двух основных моделях мобилизации копинг-усилий: усилия, сфокусированные на цели, и усилия, направленные на процесс. Модели, ориентированные на цель, представляют усилия по изменению или «пересиливанию» тех факторов среды, которые воспринимаются как стрессовые, или усилия по преодолению или регулированию собственных неприятных эмоций, возникающих в связи со стрессовым эпизодом.
По степени овладения ситуацией выделяются активные и пассивные стратегии преодоления. К активным стратегиям относятся: активно-когнитивный копинг (оценка ситуации), активно-поведенческий копинг (вмешательство в ситуацию, избегание).
В результате факторного анализа были выделены 8 подвидов поведения преодоления.
Активные стратегии: проблемно-сфокусированные стратегии: планомерное решение проблемы; путь конфронтации. Эмоционально-сфокусированные стратегии: дистанцирование масштаба проблемной ситуации; принятие ответственности на себя; отыскание положительного в происходящем. Пассивная стратегия: эскапизм, избегание.
Л.И. Анцыферова (1994) выделяет в качестве стратегий совладания с жизненными трудностями преобразующие стратегии и стратегии приспособления (изменения собственных характеристик и отношений к ситуации). К вспомогательным приемам самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий относятся «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями. Например, уход и бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической деятельности, но и чисто в психологической форме — путем внутреннего отчуждения или подавления мыслей о ней. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют трудную проблему, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психическое состояние.
Одной из важных проблем исследования преодоления является изучение последствий различных стратегий преодоления для уровня саморегуляции человека, а также их эффективности. Считается, что проблемно-ориентированные стратегии эффективны и имеют положительные взаимосвязи с измерениями психологического здоровья. Опора на эмоционально-ориентированные стратегии, с другой стороны, связывается с плохим психическим здоровьем. В настоящее время подвергается сомнению предположение о том, что использование проблемно-ориентированного преодоления всегда будет более адаптивным, чем эмоционально-ориентированное преодоление. Современные исследования свидетельствуют о том, что эффективные усилия по преодолению должны быть конгруэнтны способности человека контролировать ситуацию. То есть проблемно-ориентированные стратегии преодоления будут более эффективными, если событие потенциально можно взять под контроль, в то время как эмоционально-ориентированный копинг будет более адаптивным в случае низкого контроля над ситуацией.
Таким образом, к ресурсам преодоления стресса относят:
* когнитивное преодоление — понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки;
* эмоциональное преодоление — осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного отреагирования и др.;
* поведенческое (деятелъностное) преодоление — перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивация поведения или деятельности;
* социально-психологическое преодоление — изменение направленности личности, коррекция жизненных ценностей или их приоритетов, расширение пространства социальных ролей, позиций и межличностных отношений.
Выбор определенных стратегий преодоления психологических барьеров деятельности личностно специфичен. Формы стратегий обусловлены конструктивностью или неконструктивностью деятельности и поведения. Критериями конструктивности стратегии являются степень осознанности критической ситуации, использование механизмов произвольного саморегулирования поведения и деятельности в кризисных условиях, степень развития профессиональной самоактуализации личности, обеспечивающие оптимально продуктивный уровень выполнения деятельности. Малоконструктивными, неосознаваемыми формами преодоления психологических барьеров профессиональной педагогической деятельности выступают механизмы психологической защиты.
Интегральной характеристикой, объединяющей особенности всех стратегий преодоления психологических барьеров профессиональной деятельности, выступает психологическая устойчивость личности, которая включает в себя устойчивость индивидуального сознания личности, проявляющуюся в резистентности психики и связанную с ее стабильностью и изменчивостью; динамические процессы, являющиеся неотъемлемой чертой устойчивости, лежат в основе частных проявлений: эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости, саморегуляции психических процессов и устойчивости мотивационной сферы.
Одной из стратегий преодоления барьеров является психологическая защита. Психологическая защита как стратегия преодоления барьеров носит в основном малоосознаваемый характер и возникает как реакция на затруднения в профессиональной деятельности, которые вызывают чувство неудовлетворенности. Психологическая защита возникает, если человек не может правильно оценить возникшую критическую ситуацию и объяснить ее причины. Психологическая защита обеспечивает снижение эмоционального напряжения, тревоги, дискомфорта и сохранение непротиворечивости "Я-образа" за счет бессознательной (как правило) искаженной оценки объективной реальности.
Доминирующими защитными механизмами в профессиональной деятельности выступают отказ от продуктивного разрешения критических ситуаций (вытеснение, подавление, блокирование, отрицание), механизмы перестройки мыслей, чувств, поведения (рационализация, интеллектуализация, проекция и идентификация), снятие эмоционального напряжения (соматизация, агрессия), замещение травмирующих моментов (регрессия, уход в болезнь, поиск альтернативной деятельности).
При изучении стратегии самоактуализации в процессе преодоления психологических барьеров мы исходим из концепции самоактуализации как процесса переживания ценностей профессиональной деятельности, который способствует оптимальному преодолению психологических барьеров и обеспечивает устойчивость деятельности педагога.
Процесс самоактуализации можно рассматривать в контексте различных отношений личности, в том числе отношений к деятельности. Этап самоактуализации человека в профессии осуществляется через развитие себя средствами выполняемой профессии, через осознание своих возможностей выполнения профессиональных норм, индивидуальных возможностей выполнения деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальную самореализацию своих возможностей в профессиональной деятельности.
Определяющими психологическими условиями формирования устойчивого, поведения являются следующие:
- овладение психотехникой личной саморегуляции, осознание самого себя в критической ситуации, анализ ситуации, соотнесение ее со своими целями, мотивами и психическим состоянием, определение ее травмирующего воздействия;
- переоценка критической ситуации с целью нахождения в ней позитивных моментов в педагогической деятельности, развитие положительной самооценки и уверенности в преодолении барьера;
- стимулирование позитивных мыслей о себе, о возможностях роста, укрепление в себе намерений выразить и воплотить себя в профессии, усиление значимости самоуважения и достоинства;
- поиск возможных подходов к преодолению критической ситуации и определение оптимальной стратегии ее преодоления;
- эффективное разрешение возникшей проблемной ситуации, связанное с преобладанием положительных эмоциональных реакций, появлением чувства удовлетворенности, сохранением психического здоровья.
Исследование механизмов возникновения психологических барьеров в инновационной деятельности позволило раскрыть этапы и динамику их развития: отражение возникшего препятствия, осознание его деструктивного или конструктивного влияния на процесс и результат деятельности, переживание нарушения деятельности, актуализация внутренних психологических ресурсов, оценка возможностей его преодоления, определение стратегий выхода из кризиса, дальнейшее развитие деятельности или ее разрушение.
Наиболее эффективной стратегией преодоления психологических барьеров является стратегия самоактуализации, выражающаяся в трансформации смысловых структур личности и ее профессиональной самоактуализации. Критериями конструктивности стратегии являются степень осознанности критической ситуации, использование механизмов произвольного саморегулирования поведения и деятельности в кризисных условиях, степень развития профессиональной самоактуализации личности, обеспечивающие оптимально продуктивный уровень выполнения деятельности.
Исследование показало, что интегральной характеристикой, объединяющей особенности всех стратегий преодоления психологических барьеров в инновационной деятельности, выступает психологическая устойчивость личности, которую можно рассматривать как способность личности сохранять себя в условиях изменяющейся в определенных границах среды. Устойчивость определяется структурой связей между элементами системы, однако устойчивость отдельных элементов не является обязательным условием устойчивости в целом. В качестве основных принципов психологической устойчивости деятельности личности выступают устойчивость индивидуального сознания личности, проявляющаяся в резистентности психики и связанная с ее стабильностью и изменчивостью; динамические процессы, являющиеся неотъемлемой чертой устойчивости. Они лежат в основе частных проявлений: эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости, саморегуляции психических процессов и устойчивости мотивационной сферы.
Подводя итоги осуществления ресурсного подхода в психологическом сопровождении инновационной деятельноти, мы выделяем основные условия его эффективного использования:
• целенаправленное осознание личностно-профессиональных затруднений и их субъективных образов, существующих в сознании;
• развертывание процесса создания нового опыта;
• рефлексивное отражение данного опыта и закрепление его в процессе деятельности. Трансформация личностно-профессиональных затруднений в ресурс развития предполагает также разрушение стереотипов поведения, преодоление личностного сопротивления в решении напряженных ситуаций в профессиональной деятельности, изменение ориентаций и установок по отношению к данной ситуации и профессиональному сообществу, выработку возможных альтернатив поведения, закрепление новых образцов деятельности и интеграция их в сложившиеся личностные структуры.
Исследование ресурсного подхода в инновационной деятельности и использование выявленных закономерностей определили перспективы дальнейшей разработки теории профессиональной деятельности на основе раскрытия механизмов осуществления ресурсного подхода, углубления теории эмоционально-ориентированного совладания, поиска новых методов развития конструктивных стратегий преодоления профессиональных затруднений.
- Л.С. Подымова
- Содержание
- Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической инноватики .. 6
- Глава II. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности учителя ……………………………………………………………………30
- Глава III. Психологическая характеристика субъектов инновационной деятельности ………………………………….. 83
- 3.8 Программа формирования позитивных отношений педагогов в процессе инновационной деятельности ……………………………………….190
- Введение
- Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической инноватики
- Предпосылки развития психолого-педагогической инноватики
- Развитие научных представлений о природе и детерминации инновационных процессов
- 1.3.Основные понятия психолого-педагогической инноватики
- Глава II. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности учителя
- 2.1. Структура инновационной деятельности учителя
- Инновационная деятельность как социально-психологический феномен
- 2.3. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса
- Глава III. Психологическая характеристика субъектов инновационной деятельности
- Психологическая готовность личности к восприятию новшеств
- 3.2. Образ и смысл инновационной деятельности в образовании
- Воспитатель дошкольных образовательных учреждений в «зеркале инноваций»1
- 3.4. Эмпирическое исследование условий формирования толерантного сознания педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.5.Особенности стратегий самоутверждения педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.6. Ресурсный подход в психологическом сопровождении инновационной деятельности: сущность и содержание
- 2. Особенности психологических затруднений в профессиональной деятельности
- Динамика развития барьеров в педагогической деятельности (в баллах)
- 3. Стратегии и механизмы ресурсного подхода в психологическом сопровождении инновационной деятельности
- 3.7. Инновационно-рефлексивный практикум как метод формирования готовности личности к инновационной деятельности
- 3.8 Программа формирования позитивных отношений педагогов в процессе инновационной деятельности
- 3.8. Психологические особенности формирования инновационной позиции студентов – будущих психологов образования
- Содержание формирующего этапа
- Динамика средних показателей выраженности компонентов инновационной позиции в экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего эксперимента
- Показатели положительных сдвигов в компонентах инновационной позиции в экспериментальной и контрольной группах (g-критерий знаков)
- Заключение
- Список литературы