27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
Онр — одна из разновидностей структуры речевого дефекта, при которой недоразвиваются все стороны речи: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая.
М.б. у детей с ринолалией, дизартрией, алалией.
НР-в речи недоразвиваются все компоненты языковой системы: звукопроизношение,фс, фв, ,лексика, гр.строй.Левина ввела это понятие в 1969 году. По степени тяжести выделяют 3 уровня, в зависимости от степени тяжести речевого дефекта. Позднее Ястребова предложила промежуточное состояние м/д 3 уровнем и нормой называть нерезко выраженное недоразвитие речи (НР). Филичева предложила выделить 4 уровень ОНР — м.б. 4 ур ОНР с преимущественным недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, а у других лексико-грамматическим недоразвитием речи.
ОНР-Iур: импрессивная речь сформирована на30%, остальное ребенок добирает наблюдая за мимикой, интонацией, ситуацией.Экспрессивная речь: словарный запас состоит из звукоподрожаний и лепетных слов.Может быть несколько общеупотребительных слов, но значение этих слов понимается либо чрезмерно широко, либо узко.Гр. Строй–предложен.. в речи отсут., м.б. высказ. из оморфных корней.Произношение бедное, замечания критику не понимает. Фонематический слух не сформирован.Пассивный словарь детей шире активного. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Психологические особенности — низкий уровень подражательной деятельности, если и подражает то не речи, а действиям. Р.Е. Левина выделила важный принцип: связи речи с другими сторонами психического развития.. Отличаются непропорциональным развитием психических функций, те которые не имеют прямой связи с речью развиваются до уровня нормы или близко к ней (зрит восприятие — целостное, дифференцированное, лишено стереотипности, достаточно полное; зрит память — сохранна — средний объем 6-8 объектов; почти не отличается от нормы наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, достаточно высокая обучаемость в виде принятия и использования помощи) Другие психич функции которые сопряжены с речью выражено недоразвиты — приближено к у/о (речеслуховое восприятие — испощаем объем восприятия, снижен объем речеслуховой памяти и составляет 2-4 еденицы) Проверять память очень сложно, идет замена на звукоподражание и лепет, тяжело понять. В большой степени недоразвито по возрасту словесно-логическое мышление, которое требует разьяснения обобщающих понятий, а это не доступно детям 1 уровня). Дополнительные особенности вносит та клиническая патология которая имеется — дизартрия — будет церебрастенический синдром: снижена работоспособность, эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, истощаемость.
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход. Реб.не готов к обучению.
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.