2.1. Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для дипломной работы достаточно в пределах одной, для курсовой работы – половины страницы машинописного текста показать главное.
Можно предложить два основных направления ее характеристики.
Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела.
Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
Пример: (тема «Изучение особо охраняемых природных территорий в школьном курсе географии»)
«Кризисное состояние природной среды в развитых странах, и в том числе России, сложилось уже в начале ХХ века. Российское Правительство вынуждено было приступить к законодательному регулированию природопользования. В конце XIX и начале XX века в России был создан первый заповедник на Камчатке (1882 г.), принят Лесной кодекс, Закон об охраняемых территориях (1916 г.). Г.А. Кожевниковым и В.С. Семеновым-Тян-Шанским разработан план сети заповедников по всей территории России, создано общество охраны природы (1910 – 1911 гг.). Однако законодательное регулирование природопользования до сих пор несовершенно, поэтому тема охраны природы на сегодняшний день актуальна как никогда. Пожалуй, основное направление охраны природы, более или менее реализуемое в настоящий момент, - это создание особо охраняемых природных территорий как биологических и ландшафтных резерватов.
В то же время очень мало делается в другом направлении охраны природы – в формировании нового, экологически ориентированного мировоззрения, которое бы позволило в конечном итоге уйти от существующей неразрешимой дилеммы: создание ООПТ производится для охраны их природных богатств от самих себя. Поэтому подрастающему поколению необходимо знать об ООПТ их развитии и формировании, расширять кругозор в области природопользования. Так же не менее важным остается изучение родного края, в том числе охраняемых территорий. Данные опроса школьников после изучения курса «География ХМАО» (8-9 класс), где одной из тем является изучение особо охраняемых природных территорий округа, показали слабые остаточные знания по данной теме. Все перечисленное определило ее актуальность.»
- Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
- Содержание
- Введение
- 1. Основные формы представления результатов научно-исследовательской работы
- 1.1. Реферат
- 1.2. Курсовая работа
- 1.3. Выпускная квалификационная (дипломная) работа
- 050104 (033300) – Безопасность жизнедеятельности
- Глава 1. История развития заповедного дела.
- Глава 2. Классификация особо охраняемых природных территорий.
- Глава 3. Формирование представления об особо охраняемых природных территориях в школьном курсе географии хмао.
- Глава 1. Проблема изучения рекреационных ресурсов.
- Глава 3. Формирование представления о рекреационных ресурсах в школьном курсе географии.
- Глава 1. Природные условия территории нефтепровода.
- Глава 2. Ландшафтная структура территории.
- Глава 3. Современное экологическое состояние территории нефтепровода Возей – Головные сооружения.
- Глава1. Литературный обзор.
- 1.5. Защита научно-исследовательской работы: как подготовить доклад
- Критерии оценки качества доклада
- Рекомендации
- Примерная структура доклада (1)
- Структура речи (2)
- Интрига (3) –
- Структура иллюстраций (4)
- 1.6. Процедура защиты выпускных квалификационных работ
- 2. Понятийный аппарат научного исследования
- 2.1. Актуальность темы исследования
- 2.2. Цель исследования
- 2.3. Объект и предмет исследования
- 2.4. Гипотеза и задачи исследования
- 2.5. Методика исследования
- 2.6. Научная новизна
- 2.7. Практическая значимость
- Элементы понятийного аппарата научного исследования разного характера
- 3. Структура работы
- 3.1. Титульный лист
- 3.2. Аннотация
- 3.3. Содержание
- 3.4. Введение
- 3.5. Основная часть
- 3.6. Заключение
- 3.7. Список источников
- 3.8. Приложения
- 4. Рекомендации по организации работы и оформлению результатов исследования
- 4.1. Организация работы
- Примерный календарный план выполнения курсовой (дипломной) работы
- 4.2. Выбор темы исследования
- 4.3. Составление рабочего плана исследования
- 4.4. Библиографический поиск литературных источников
- 4.5. К кому вы обращаетесь?
- 4.6. Цитирование
- 4.7. Примечания
- 4.8. Еще раз о содержании
- 4.9. Вы идете на защиту
- Памятка о четырех главных способах борьбы с нехваткой времени при подготовке письменной работы
- Заключение
- Список литературы
- Образец заявления о закреплении темы дипломной работы
- Акт Проверки достоверности первичной документации и личного участия автора дипломной работы на тему:
- Пример оформления титульного листа курсовой работы
- Пример оформления содержания дипломной работы
- Тема: «Эколого-просветительская деятельность Воронежского государственного биосферного заповедника» содержание
- Примеры библиографического описания
- Учебно-методическое издание