2.1 Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей.
Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха:
Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе.
А в инструментальной музыке? Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.
Этот метод был предложен мне педагогом во время работы над текстом в полифонии (И.С. Бах, Прелюдия Fis-dur из 1 тома ХТК) для точной передачи ритма и для выработки ровности.
Нотный пример №1 стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужную
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволило моментально исправить неточности в ритме, и решить ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а также решить задачи текучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усилилось за сет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Философская природа музыки И.С. Баха в данном случае вполне удачно сочетается с философской природой Стихотворения М.Ю. Лермонтова. Оба автора особенно тонко чувствуют и передают глубокие переживания человека, наводят на размышления о смысле бытия, обращаются к внутреннему, духовному миру человека.
Передам свои ощущения от работы в совместном выражении музыкального и поэтического образа. Помимо решения ритмической задачи, я почувствовала особую поэтичность, необходимую в игре. Возвышенность образов и неповторимая красота этих двух высокохудожественных произведений наполнили меня особой одухотворенностью, побудили к творческим исканиям, помогли особенно сосредоточиться на звуке, дали большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения. Я ощутила особую пульсацию в музыкальном произведении. В отличии от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерно отстукивание, применение декламационного материала есть главное преимущество – выразительность. В последующих исполнениях в рамках репетиции я повторяла текст мысленно во время игры. Особенно важно, что параллельное включение декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношение звука.
Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 4 – нотный текст № 2. В работе над ритмом, артикуляцией Ирина Дмитриевна предложила стихотворный текст, сочиненный ею специально для выполнения этого вида работы.
Вот стаи журавлиные
Летят по небу синему
Зовут в края красивые,
Где песни соловьиные,
Пускай летят и кружатся!
Придет зима, завьюжится,
А мы пойдем на улицу,
Не страшно – не застудимся.
Кристаллики – снежиночки,
На реках – льды и льдиночки,
Вот зимние картиночки
Как радости снежиночки.
Заснежено, завьюжено,
В природе все застужено,
На окнах – иней – кружено
И печь гудит натружено…
И пусть мороз прокатится,
Пройдет зима – заплачется,
В капели порастратится
Придет весна, подкатится.
Ручьями да распутицей
Весна – природы спутница,
Нам лучшая попутчица,
С весною жизнь улучшится,
Да, время возвращается,
Природа оживляется,
А день уж прибавляется,
И птицы возвращаются,
Вот стаи журавлиные
Летят такие длинные,
Скучали на чужбине вы
Летите к нам, любые
Летите к нам сюда!
Так в вечном ожидании
Тепла, весна и мая мы.
Все – в трепетном внимании,
В природе – понимание
Стремимся к продолжению
И вечному движению
Все – в трепетном волнении
В высоком вдохновении.
Дарим свои улыбочки
И звуки – как слезиночки.
Сыграем как на скрипочке
Про вечные картиночки
И эти откровения,
Как радости мгновения
Разбудят вдохновение,
И в вместе с ним – движение.
О, муза фортепианная
Ты – самая желанная
Природа музыкальная
Для пианиста главная,
Как вечная весна!
(И.Д. Перфильева «Вечное движение»)
Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки.
С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие. В этом примере благодаря применению стихотворного текста решаются и технические задачи.
Таблица № 2 показатели темпа запоминания наизусть | ||
Время | Освоение наизусть обычным способом | Освоение наизусть с помощью декламации |
10 | 2 | 8 |
15 | 4 | 12 |
20 | 6 | 16 |
25 | 8 | 20 |
30 | 10 | 24 |
35 | 12 | 26 |
40 | 14 | 28 |
50 | 16 | 32 |
Таблица № 1 Показатели темпа запоминания
Музыкальный материал: И.С. Бах Прелюдия и фуга Fis – dur из ХТК | ||
Время | Освоение наизусть обычным способом | Освоение наизусть способом декламации |
7 мин. | 2 | 4 |
15 мин. | 4 | 8 |
20 мин. | 6 | 12 |
30 мин. | 8 | 16 |
№ п/п | Музыкальный материал | Освоение наизусть обычным способом | Время На Запоми нание | Освоение наизусть с помощью декламации | Время на запоминание |
1 | И.С. Бах Прелюдия XIII (I том ХТК). Такты № 1-8 («Тучки небесные») | При многократном проигрывании из игры выпадали такты целиком | 30 мин. | Этот вид работы бвл результативней, т.к. на каждый такт приходился поэтический текст | 15 мин. |
2 | К. Черни этюд от 299 № 14 такты 1 –16 («Вот стая журавлинная») | При многократном проигрывании установка была сделана на выигрывание всех нот в такте верно наизусть Не помогала даже игра в медленном темпе. Наизусть текст «не шел». | 50 мин. | Этот вид работы позволил переключить внимание на произношение поэтического текста вместе с музыкальным. | 20 мин. |
Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу. В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент – переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт.
Таким образом, мне удалось ощутить на себе полезность данного метода работы. В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный метод дает мгновенный положительный результат!
Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог предлагает использовать стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно.
Пример логических ударений во фразе:
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл. Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает работу с фразеровкой.
Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям.
В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям.
Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваю полезность метода, который дает мгновенный результат в решении музыкальных, художественных, технических задач в работе над фортепианном произведением.
Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое взаимодействие литературы и музыкального искусства.
Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного включения моторики, движения, а затем, обобщая подчеркивал художественное значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном, техническом плане. От моторики – к художественному выражению.
В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина Дмитриевна переводит работу от чисто технической задачи к высокохудожественному восприятию в целом.
Проанализировав результативность метода, проработав его на себе, я почувствовала потребность в исследовании в этом направлении. Это стало возможным с момента начала практики по специализации.
Сначала нам удалось определить задачу узкоспециальной направленности – для выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость.
Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. Мы очень долго отрабатывали ритм в пьесе Т. Самотринской «Пастух играет», использовали традиционные способы отработки ритма – прохлапывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы (пульсации), с помощью подсчитывания вслух и про себя, отбивать, тактировать, считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть отклонения). Однако эта работа не привела к предполагаемому результату.
И здесь мы включили метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением гласных
Затем с произвольным текстом
Внимание ученика направлено на слово «белый» - в быстром проговаривании.
Далее
Слова – восьмые – на слово «белый», что помогает ученику запомнить по смыслу. Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст – подсказку:
Параллельное движение
Я освою, без сомнения,
В левой пальцы – третий, первый,
В правой – третий, как и в левой.
Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без сомненья».
Направленность движений рук передается словами:
Все куда-то разбежались
Заскучали и примчались
Левая рука правая рука
В расходящемся движении
Все в зеркальном отражении
(то есть аппликатура – зеркальна)
5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5
Образно передается темп гамме с помощью стихов:
Очень медленно и тихо
Здесь прошла одна слониха. (темп медленный)
А за ней бежит слоненок,
Заплетается спросонок. (темп быстрее)
Пальцы ставлю по порядку,
С ними делаю зарядку. (еще немного быстрее)
Если можно, чуть быстрее,
Так, конечно, веселее. Каждое следующее повторение гаммы
Наши пальцы не скучали идет в более быстром темпе
Все как следует сыграли!
Так с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы: - ровности, четкости, определенности в звуке; отработки разных темпов с помощью словесных пояснений (слониха, слоненок или прямое указание сыграть побыстрее), аппликатуры, с использованием словесных подсказок, осмысление направление движений рук (все куда-то разбежались), В освоении приема игры legato на практике мы использовании упражнения системы постепенного освоения техники legato разными пальцами, есть слова, дающие образ:
методическое назначение
№ 1 № 1
Ветерок игриво (отрабатывается плавность
Листьями звенит, в игре legato)
Плавно и красиво
Музыка звучит
№ 2 № 2
Мяу, мяу – серый кот (отрабатывается пиано)
Спел так тихо и без нот.
Мяу, мяу, - эту песню
С ним котенок пропоет
№ 3 № 3
Нежно песенку пою, (исполнение dolce – нежно)
Очень музыку люблю
№ 4 № 4
Баю, баю, баю, - бай (в характере колыбельной)
Спи мышонок, засыпай
№ 5 № 5
Цапля важная прошла (отработка legato в скачках
И лягушку не нашла на октаву, терцию)
А с лягушкой – лягушонок,
Он расплакался спросонок
№ 6 № 6
Упражнение играю, (стихи помогают понять
Свои пальцы обучаю, назначение упражнений
Надо их тренировать и необходимость
На legato все играть тренировки пальцев)
№ 7 № 7
Мяу, мяу, мама - кошка! (отработка legato на 5
Что случилось, милый крошка? пальцах, осмысление
Я залез под эту шляпу, регистровки в работе
Зацепил за нитку лапу! рук)
Позову скорее папу,
Он поднимет эту шляпу.
№ 8 № 8
Побежали за ворота (развитие беглости
И увидели енота пальцев в игре legato)
Испугался сам енот,
Убегает от ворот.
№ 9 № 9
Не смотри на цифры хмуро (отработка смены
Поучи аппликатуру. позиции в гамме)
Ты узнаешь очень скоро
Пальцы гаммы – до мажора
№ 10 № 10
Листки падают, с ветром закружатся, (отработка аппликатуры в
С гаммою пальчики скоро подружатся. прямом движении в гамме
Я подскажу им: здесь в левой на первый, с помощью повторения
А в правой – на третей, второй и на первый звука с подсказкой
аппликатуры в стихотворном
тексте)
Проблема освоения нот в басовом ключе была очень быстро решена с помощью стихотворения И.Д. Перфильевой:
Ты басы запомни точно:
Соль, си, ре, фа, ля – построчно,
Между - ля и до, ми, соль,
Си – над всеми как король.
Все эти упражнения и отрабатывались с ученицей в ходе практики. Результаты диагностики представлены в таблице:
Музыкальный материал | Отработка legato без текста | Отработка legato с использованием декламации |
Упражнение на legato 1. «ветерок игриво» | Нет выразительности, плавности в игре. | Появилась выразительность, плавность, ровность |
2. «Мяу, мяу серый кот». | Нет пиано | Отработка пиано пошла успешнее |
3. «Нежно песенку пою» | Исполнение грубое, нет певучести | Созвучно тексту, исполнение получилось певучим, нежным, плавным |
4. «Цапля важная прошла» | Много ненужных лишних движений рук | Движения рук более сложные |
5. «Баю – баю» | Не в характере, нет legato | Непрерывное legato, появился характер колыбельной |
6. «Упражнение играю» | Нет четкости, ровности в игре | Четкость, ровность, непрерывность в звучании |
7. «Мяу – мяу, мама – кошка» | Одинаковая окраска тембровая | Игра рук по ролям дала разную тембровую и динамическую окраску |
8. «Побежали за ворота» | Нет четкости | Появилась четкость, пальцы играют более слаженно |
9. «Не смотри на цифры хмуро» | Не выходит смена позиций пальцев | Смена позиций отработана хорошо |
10. «Листки падают» | «путаница» в аппликатуре | Подтекстовка помогла сориентироваться в аппликатуре |
Как видно в таблице, декламационный метод дал существенно другой качественный результат.
Обобщая вышеизложенное, делаем вывод о том, что метод игры с параллельной декламацией в работе с начинающими пианистами дает высокий результат. Наблюдая это в работе со своей ученицей и другими учащимися сектора педагогической практики, я отметила много положительных моментов от применения данного метода.
Вывод: в процессе самонаблюдения и самодиагностики мы апробировали декламационный метод с позиции полезности в развитии музыкальных способностей, в частности ритма и музыкальной памяти, и пришла к выводу о том, что данный метод весьма желательно использовать в практике работы пианиста. Изучив метод с позиции полезности саморазвитии музыкальных способностей, мы решили исследовать эту тему в практике работы с начинающими пианистами. Для того, чтобы эта работа велась более целенаправленно, необходимо специально подготовить материалы. Итак, в продолжении исследования мы решили изучить по разным источникам имеющиеся методические материалы по использованию стихотворных текстов в практике обучения начинающих пианистов систематизировать их и, возможно попробовать составить комплект.
- Введение
- Нами была разработана программа по формированию певческого навыка у исследуемых детей. Мы использовали различные методы и приемы при проведении занятий.
- Приложение 3
- Приложение 5
- Психологические условия развития музыкальных способностей
- Глава 1. Психологическая природа музыкальных способностей
- Глава 2. Психологические условия развития музыкальных способностей
- Глава 4. Психологическая природа музыкальных способностей
- 1.1. Психологическая специфика музыки как особой сферы деятельности
- Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах на занятиях кружка "Веселый оркестр"
- Танцевальная композиция «Новогодняя ночь» о.Усовой
- Он трепал берез макушки ш-ш-ш-ш: качают руками над головой
- Песня «Фонарики»
- Распевка «Луноход»
- Слушание: Глюк «Мелодия» - познакомить с легендой о созвездии «Лира»
- Прекрасную музыку можно исполнять на разных инструментах, важно, чтобы в этой музыке была душа
- «Стеклянное королевство» Конспект занятия для старшей группы
- Просмотр отрывка из фильма «Руслан и Людмила»
- Песня «Пузатый чайник»
- Игра «Музыкальная тропинка» автор Беляев
- Игра «Угадайка»
- «Стеклянное королевство» Конспект занятия для старшей группы
- Просмотр отрывка из фильма «Руслан и Людмила»
- Песня «Пузатый чайник»
- Игра «Музыкальная тропинка» автор Беляев
- Игра «Угадайка»
- Музыкальные способности и методы их развития
- Глава 1. Музыкальные способности человека. Их представление в общественной и специальной литературе.
- 1.1 Способности как психолого-педагогическая категория.
- 1.2 Музыкальные способности и их классификация
- 1.3 Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей человека.
- Глава II. Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей.
- 2.1 Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей.
- 2.2 Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению.
- 2.3 Изучение или проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом
- Заключение
- Список литературы
- Диплом: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
- Глава 1. Теоретические основы развития способностей средствами музыкального фольклора
- Глава 2. Педагогическая технология развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
- Глава 1. Теоретические основы развития способностей средствами музыкального фольклора
- 1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста
- 1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора
- 1.3. Классификация и терминология детского музыкального фольклора
- I. Календарный фольклор
- II. Потешный фольклор
- III. Игровой фольклор
- 1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника
- Глава 2. Педагогическая технология развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
- 2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
- Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки
- Проценты Высокий Средний Низкий
- 2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
- Программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
- 2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
- Библиография
- 26. Горький а.М. Заметки. Т.2. – с. 382.
- 37. Домострой. – Минск: тпц «Полифакт», 1991. – с.1
- 60. Мельников м.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 – с. 1. 61.
- Приложение
- Кончаловская н.
- Ученый кузнечик
- Лесенка
- К нам гости пришли
- Выше города плетень,
- Слушай, слушай,
- Определи инструмент
- Чья очередь
- Петя-пастушок
- Прогулка.
- Дипломная работа
- Глава 1 Основы теории музыкального воспитания |дошкольников
- Глава 1 основы теории музыкального воспитания дошкольников
- § 1Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников
- § 2 Музыкальная деятельность дошкольников структура и виды музыкальной деятельности
- Глава 2 особенности различных программ по музыкальному воспитанию дошколоников
- § 1 Содержание некоторых программ по музыкальному воспитанию дошкольников
- § 2 Сравнительная характеристика программ по музыкальному воспитанию дошкольников.
- Глава 3 реальное состояние музыкального воспитания детей дошкольного возраста
- § 1 Музыкальное воспитание дошкльников в детских садах г.Реж
- § 2 Рекомендации по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников
- Музыкально-сенсорные способности