logo search
ЭКЗАМЕН 5

1) Характеристика типов эго-состояний (э. Берн)

Эрик Берн создал концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Она включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".

"Родитель" - "эго-состояние" заимствовано у родительских фигур и воспроизводит чувства, установки, поведение и реакции этих людей. Родитель – это роль, которая как бы копирует поведение наших родителей, и других авторитетных для нас личностей. Оно перенимается целиком, без каких бы то ни было изменений. Родительское состояние иногда помогает принимать решения, оно хранит традиции и ценности и в этом качестве является важным для воспитания детей.

Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!". "Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для "Родителя" характерны высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; "Какой вздор"; "Бедняжка".

"Ребенок" – Эго-состояние является следом детства индивида и воспроизводит его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития. Детское эго-состояние делает поведение человека таким, каким оно было в детстве. Детское эго-состояние у взрослых проявляется лишь мимолетно, так как вести себя по-детски не принято. В детском эго-состоянии человек тяготеет к употреблению коротких слов и междометий вроде «ого!», «здорово!», «фу ты!» и произносит их тонким детским голосом. 1. Естественный ребенок – предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. 2. Адаптированный ребенок – предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью "адаптированного ребенка" является "бунтующий" против родителей "Ребенок". Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело". Взрослое "Я-состояние" – способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь "Взрослого" состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Родительское эго-состояние часто путают со Взрослым, особенно если Родитель спокоен и внешне ведет себя рационально. Тем не менее Взрослый, не только рационален, у него еще и отсутствуют чувства.

"Взрослый" – это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить.