logo search
Методика НИРС 1

Введение

Всемирная декларация о высшем образовании, Концепция реформирования российской науки придают особое значение укреплению научно-исследовательского потенциала вузов, усилению интеграции науки и образования, превращению вузов в мощные центры научно-исследовательского развития. Именно университеты, как правило, являются основной базой развития фундаментальной науки, которая таким образом оказывается «встроенной» в систему образования.

В связи с этим научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является необходимым элементом учебно-воспитательного процесса и позволяет общаться со специалистами в рамках решения реальных производственных и исследовательских задач, изучать и осваивать дополнительный материал. Наряду с выполнением экспериментальных исследований, студенты принимают участие в сборе и обработке статистических данных, составлении и подготовке различной компьютерной продукции.

Основными формами представления результатов НИРС в вузе являются реферат, курсовая работа, дипломная работа.

Результаты научных исследований студенты докладывают на научных семинарах кафедр, конференциях, конкурсах. Курсовые и дипломные работы, как правило, также публично защищаются.

В процессе подготовки к участию в студенческих конференциях систематизируется изученный учебный материал, и, следовательно, повышается эффективность самого учебного процесса. Опыт публичного доклада на конференции приводит к уверенному выступлению при защите курсовых и дипломных работ.

Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям освоить форму научного произведения при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Представленное учебно-методическое пособие содержит введение, 4 главы, заключение, список литературы, приложения.

В основу настоящего учебно-методического пособия положены требования, предъявляемые к рукописям научных работ. В нем дана характеристика основных форм представления результатов научно-исследовательской работы студентов, требования к оформлению работ, рекомендации к написанию доклада для публичного выступления, рекомендации к проведению защиты дипломных работ.

Кроме этого, в данном пособии представлен понятийный аппарат научного исследования. Охарактеризована каждая структурная единица научного отчета, даны рекомендации по организации работы и написанию научного исследования. Оформление понятийного аппарата и описание библиографических источников дается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дипломным исследованиям. Такой подход представляется оправданным, поскольку различные виды научного произведения (реферат, курсовая, дипломная работы) имеют единый язык и различаются лишь объемом проделанной работы.

Главы 1-3 изложены в классическом научном стиле, последняя глава представлена в диалоговой форме между студентом и научным руководителем. В ней отражены ответы на наиболее часто задаваемые автору данного пособия вопросы при преподавании одноименного курса.

При написании данного учебно-методического пособия были использованы идеи авторов ранее изданных работ, а также рекомендации Учебно-методического совета по классическому университетскому образованию, требования Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по соответствующим специальностям.

Автор данного пособия не претендует на полное освещение проблематики и надеется на отзывы с замечаниями и предложениями, которые будут учтены при переиздании.