logo search
obemnye_trebovania_4sem

Технология планирования и учета внеклассной работы (документы, назначение, содержание, оформление).

ДОКУМЕНТЫ: ТИПОВОЙ ЖУРНАЛ, Общие сведения о классах, ПЛАН заседаний совета,ПЛАН работы коллектива физической культуры, СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ-МЕРОПРИЯТИЯ

Процесс организации внеклассной работы в средней школе можно рассматривать как систему. Система включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

В создании системы важно учесть преемственность различных возрастных этапов и этапов овладения новым материалом, коммуникативной деятельностью. Уровень базовой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности определяют выбор содержания, форм и методов работы, а также характер взаимоотношений учителя и ученика.

В создании любой педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса. Конечные цели внеклассной работы по предмету, а именно:1) расширить и углубить знания, умения и навыки; 2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета; 3) способствовать всестороннему развитию личности, могут быть конкретизированы учителем.

Цели внеклассной работы направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностными установками. В случае несовпадения целей внеклассной работы на конкретном ее этапе с целями школьника, отсутствие у него мотивов деятельности вся система оказывается формальной, так как не принимается детьми и не воздействует на них. Добровольный характер внеклассной работы, трудности в ее подготовке и проведении обусловливают необходимость разработки мер комплексной мотивации личности, соблюдение всех требований к содержанию, формам и методам.

В подготовке каждого запланированного мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов: 1) обсудить с учащимися и администрацией школы характер и содержание мероприятия, время его проведения; 2) подобрать необходимый материал, составить сценарий, распределить среди учащихся роли , назначить ответственных за музыкальное и художественное оформление и т.д.

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований ,определяющих содержание, формы, методы , направление педагогического содействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Наиболее значимыми принципами внеклассной работы являются:

Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы с условиями жизни и деятельности ребенка.

Принцип коммуникативной активности. Коммуникативность во внеклассной работе несколько отличается от коммуникативности на уроке. Внеклассная работа проводится в основном с использованием уже сформированных знаний, умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию.

Принцип учета уровня подготовленности учащихся и преемственности с уроками изучаемого предмета.Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков.

Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Определённый момент в обучении совпадает с наиболее противоречивым и трудным в воспитательном отношении периодом. Он характеризуется стремлением учащихся к самостоятельности, взрослости и недостаточными возможностями (мал кругозор, несовершенны познавательные и практические навыки, не развито умение критически оценивать свои силы). И вместе с тем происходит интенсивное формирование понятий, убеждений, идеалов, развитие нравственного сознания и самосознания.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Общественный характер обучения и воспитания в школе, достижение методики интенсивного обучения заставляет по новому взглянуть на проблему взаимоотношений личности и коллектива.

Подготовка коллективных мероприятий включает групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. Группы, сплоченные общностью интересов и стремлений, взаимными симпатиями, опытом совместной деятельности, ответственным поручением.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармонической личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учетом этого требования внеклассная работа по предмету должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами.

Итак, все вышеназванные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление единого принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других, что отражено в их характеристике. В этом проявляется их системный, основополагающий характер. Наряду с названными, необходимо соблюдать также и не методические принципы.

Заинтересованность ученика - вот главное условие добровольного и массового участия в работе. Если каждый ученик найдет себе занятие по душе, то учителю не придется призывать его к активности и сознательности.

Внеклассная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

внеклассной деятельности школьников,

внеклассной работы учителей со школьниками,

системы управления внеклассной деятельностью.