logo search
ЭКЗАМЕН 5

1) Направления работы по коррекции коммуникативного поведения дошкольников

Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления. Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничеству и общих игровых интересов.

Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные). Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только вследствие ознакомления с профессиями людей, но главное, в результате вычленения, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений. Все эти направления обеспечивают:

• развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;

• развитие речевой активности ребенка и коммуникативной направленности его речи (путем специального моделирования ситуаций общения, обучения использованию различных типов коммуникативных высказываний);

• овладение "схемой беседы";

• развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов ("говорящих" рук), использование их в практике общения;

• развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов "комментированного рисования", драматизации содержания готовых изображений — картинок, картин, имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);

• развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке, речи;

• развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей (путем введения "внутренних монологов" и элементов драматизации);

• умение актуализировать в общении содержание собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта;

• развитие языковой способности;

• развитие речевого творчества;

• развитие связной речи.