logo search
ответы

Социокультурные традиции родительства

Исследования феномена родительской любви в социокультурном аспекте показывают, что законы развития и проявления родительской любви в большей степени социальные, чем биологические.Потребность отдавать родительсую любовь – это индивидуальное сочетание установок по отношению к детям, обусловленных историей развития личности.

Социокультурные традиции развиваются согласно своим законам и определяют культурное содержание родительской любви, обуславливающее поведенческие стереотипы ее проявления. Понятие родительская любовь эволиционирует, наполняясь каждый исторический период, в разных обществах и культурах качественно различным содержанием, при этом сказывается влияние всего уклада данной общественно-исторической формации.

Каждая культура пораждает определенную модель родительской любви, включающую в себя такие элементы как мать, отец, и их проявление любви по отношению к детям.Эта модель предполагает распределение родительской любви между матерью и отцом, ее выражение социально-приемлемыми и одобряемыми способами. Модели родительской любви во многом определяют детско-родительские отношения.

Л. Демоз выделил шесть трансформаций по отношению к детству, которые выступают моделью родительской любви на различных социокультурных этапах развития общества:

1. Инфатицидный стиль (с древности до IVв. н. э.) . характеризуется массовым детоубийством и насилием над детьми;

2. Бросающиц стиль (IV-XII вв). характеризуется тем, что ребенок остается объектом агрессии. Родители стремятся сбыть его с рук в монастырь, кормилище либо держат угнетенным в собственном доме.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVIIвв). Характеризуется тем, что ребенок еще не является отдельной полноправной личностью и полноправным членом семьи. Ему дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, однако отказано в индивидуальности и самостоятельности. В воспитании преобладает лепка характера, при сопротивлении ребенок подвергается избиениям.

4. навязчивый стиль (XVIIIв). Ребенок ближе к родителям, но его поведение, воля, чувства, внутренний мир контролируются родителем. Усиливается конфликт отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (XIXв – середина XXв). Ребенок-объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни.

6. Помогающий стиль (с середины XXв. По настоящее время)родители стремятся обеспечить ребенку индивидуальное развитие, преобладает сочувствие и эмоциональный контакт.