logo search
ЯЭТОСДЕЛАЛАпередлка

3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.

Дети с задержкой психического развития с трудом справились с этим заданием. У 70% (от общего числа экспериментальной группы) рассказ не превысил 3 предложений. Наблюдались многочисленные замены слов, а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными. Также, для описания цвета предметов, испытуемые использовали только названия основных цветов, а для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) применяли слова «большой» - «маленький». Дети совершенно не использовали оценочные прилагательные: все положительные качества (добрый, храбрый, умный) заменяли словом «хороший», а отрицательные качества (жадный, трусливый, злой) – словом «плохой».

Трое детей пытались использовать в своих рассказах прямую речь героев, но в результате они отвлекались от сюжетной картинки и переходили к другим темам или вовсе забывали о задании. Это свидетельство того, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функция речи.

По этому заданию, в экспериментальной группе, средний балл составил 1,4 по цельности и 1,3 по связности. Большинство детей получило по этому заданию 1-2 балла как по связности, так и по цельности.

У детей с нормальным речевым развитием не возникло трудностей при составлении рассказа без предварительной обработки. Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Только у двоих детей наблюдались аграмматизмы при построении высказываний.

Средний балл у контрольной группы составил по цельности и связности -4,8.

При исследовании составления рассказа по сюжетной картинке можно выделить основные ошибки у детей экспериментальной группы:

- многочисленные замены слов

- ошибки в предложно-падежном управлении

- в согласовании существительных с глаголами и прилагательными

- не правильное словообразование префиксальным и суффиксальным способ

-воспроизведение серии отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями, которые характеризуются стихийностью, импульсивностью.

Количественная характеристика навыков связной речи при предсказывании по цельности (Ц) и связности (С) высказываний отражена в таблице 3 (в Приложении).

По результатам количественного анализа рассказов выявилось что, дети экспериментальной группы набрали меньше баллов, чем дети контрольной группы по всем исследуемым операциям. Это свидетельствует о том, что у детей с задержкой психического развития низкий уровень умения составления рассказа с опорой на сюжетную картинку без предварительной обработкой.