logo search
о науке

5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования

Исследователю и органам управления совершенно необходи­мы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объек­тивная информация о результатах работы. Сбор, обработка и ана­лиз такой информации, дающие возможность анализировать, оце­нивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содер­жание мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев (обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев успешности: образовательный, социо­логический, индивидуально-личностного развития, воспитанно­сти, здоровья и психологического комфорта. В чем они заключа­ются? Раскроем примерное содержание основных компонентов комплексного критерия оценки качества образования применительно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оце­нивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять.

Образовательный критерий:

- качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победи­телей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на гос­бюджетные места, по успеваемости;

- количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо­вательскую деятельность;

- глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгорит­мическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уро­ень сложности решаемых задач.

Социологический критерий:

- реальные возможности свободного выбора школьника в рам­ках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внекласс­ных занятий по интересам и т.д.);

- адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жи­тельства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;

- адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к ус­ловиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессио­нальной деятельности и др.);

- престиж школы в глазах родителей, руководителей производ­ства, конкурс при поступлении в школу;

- правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

- уровень развития классных коллективов.

Критерий индивидуально-личностного развития:

- широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

- характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

- адекватность самооценки;

- степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопе­реживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;

- степень самореализации (реализации индивидуальных возмож­ностей);

- выраженность индивидуального стиля деятельности и черт ха­рактера;

- развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте­тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ­ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

Критерий воспитанности:

- сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и актив­ности;

- степень сформированности нравственных идеалов и нравствен­ного поведения;

- развитие экологической культуры личности;

- развитие толерантности, стремления помогать другим людям;

- наличие или отсутствие вредных привычек;

- факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;

- степень сплоченности классных коллективов.

Валеологический критерий (критерий здоровья):

- уровень психического и физического здоровья, развития ос­новных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;

- заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);

- распределение учащихся по группам здоровья;

- количество и качество услуг, способствующих здоровьесбере-жению и лечению.

Критерий психологического комфорта:

- степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;

- уровень тревожности;

- межличностные отношения, социальное благополучие.

Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В экспериментальном социально-педагогическом центре Центрального территориального округа Тюмени, работающем с неблагополучными семьями и деть­ми «группы риска», для анализа и оценки результатов деятельно­сти определены следующие ведущие критерии и раскрывающие их показатели:

критерии здоровья (динамика основных показателей здоровья и результатов лечебно-профилактических мероприятий: сомати­ческие заболевания, признаки повышенной нервозности, види­мая или продиагностированная психическая патология, патоло­гическое влечение к курению, алкоголю, наркотическим и ток­сическим веществам);

критерий психологической комфортности (изменения эмоци­ональных проявлений, работоспособности, межличностных отно­шений, поведения и др.);

критерий самостоятельности (изменения отношения к само­обслуживанию, выбор и принятие самостоятельных социально значимых решений, проявление инициативы и лидерских качеств);

критерий адаптивности (изменение отношений в микросоциу­ме, развитие и проявление коммуникативных качеств, уровень психологической напряженности и др.);

критерий жизненного определения (уровень соответствия реа­лизации прав несовершеннолетних действующему в РФ законода­тельству, социальное устройство несовершеннолетних; создание условий для обучения, воспитания и развития, эффективность работы по профессиональной ориентации и приобщению к тру­довой деятельности).