logo search
о науке

4.3.1. Понятие моделирования.

Моделирование — это основа научной деятельности как в процессе анализа теоретических материалов, сбора и обобщения эмпирических данных, так и на всех других этапах исследования. Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании.

Основу теоретического уровня научного исследования в педагогике составляет моделирование педагогических явлений, процессов и деятельности.

Моделирование в психологии — это исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей.

Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность следующих целенаправленных действий субъекта:

- конструирование модели;

- экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;

- сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;

- обнаружение расхождений между ними;

- корректировка модели;

- интерпретация полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей;

- практическая проверка результатов моделирования.

Модель это мысленно представленная или материально реализованная система символов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале.

В психолого-педагогических исследованиях отношение частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. За сравнительно короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Но в целом преобладает мнение, что возможностей моделирования недостаточно для создания полноценных психологических или педагогических теорий. С помощью формальных моделей, как правило, не удается однозначно описать имеющиеся данные. Чтобы уменьшить произвольность интерпретации этих данных, необходимо использовать результаты качественного психолого-педагогического анализа.

Можно представить такую последовательность этапов построения модели:

- нахождение образной (метафорической) аналогии между изучаемой системой и некоторой другой, более изученной;

- проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;

- введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;

- проверка существенности, ценности аналогии, т.е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.

Если учет этапов не приводит к серьезным поправкам в образе, то модель-аналог признается полезной. После этого начинаются этапы детализации модели:

- установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия вполне справедлива;

- исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых могло быть отвлечение на первых этапах;

- описание предложенной модели возможно более формальным способом.

Таким образом, как отмечает В. Б. Шапарь, от моделей ожидают прежде всего следующего:

а) формального упорядочивания, структурирования имеющихся данных;

б) наглядности представления о структуре;

в) возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.