logo search
monografia_MPGU-05_03_121

Введение

Представленная монография является продолжением серии исследований по проблеме: «Психологические проблемы человека в условиях инноваций и социальных изменений».

Усложнение параметров и динамики изменений современного мира, становление глобальной информационной инфраструктуры, континентализация и глобализация, информационный «взрыв», - все эти факторы в системном единстве обусловливают необходимость качественных инновационно ориентированных изменений в парадигме реализации непрерывного образования, в частности, профессионального образования.

Существенные изменения, затрагивающие абсолютно все сферы жизни, столь интенсивны и стремительны, что системы среднего и высшего профессионального образования уже не в состоянии решить задачу подготовки специалиста в какой-либо области в таком объеме, чтобы в ходе профессиональной деятельности его не постиг кризис компетентности, связанный с отставанием от этих изменений.

Проблема необходимости постоянного роста профессионализма кадров нашла свое отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» и многих других нормативных документах. Вместе с тем, к сожалению, традиционная система профессиональной подготовки в вузе, планомерно развивавшаяся, достигшая определенных успехов, но все-таки основанная на потребностях прошлого века, не может сегодня справиться с задачей обеспечения непрерывного опережающего образования. Эти обстоятельства, в первую очередь, обусловливают актуальность и значимость исследования потенциалов дистанционного обучения в подготовке студентов.

Мы полагаем, что комплексное исследование проблем психолого-педагогической инноватики должно осуществляться на основе системного, антропоцентрического, методологического подходов и соответствующих образовательных технологий, которые обеспечат цельность и системность, эффективность, интенсивность, активизацию и оптимизацию процесса подготовки к инновационной профессиональной деятельности.

Инновационная модернизация системы высшего образования должна производиться не внешним, случайным образом, диктуемым обыденным сознанием, особенностями текущего момента, потребностями заинтересованных лиц и институтов, а сообразно, с одной стороны, логике самого образовательного процесса, с другой стороны, с учетом требований, предъявляемых к системе человеком, учреждениями образования, государством.

При построении научной системы психолого-педагогической инноватики важно найти такое сочетание вариативных составляющих и инвариантных компонентов этой системы, органическая взаимосвязь которых может обеспечить научно обоснованное и инновационно ориентированное повышение качества образования.

Поставленная в монографии проблема закономерно вызывает интерес у современных ученых, при этом она исследуется не только в терминах и методах педагогики, но и в методологии технических, психологических, социальных, управленческих, экономических наук, а также теории коммуникации.

Все эти обстоятельства обусловливают значимость и актуальность теоретического обоснования, разработки, практического внедрения научных положений психолого-педагогической инноватики в практику образовательных учреждений.

Исследование показало, что существуют следующие наиболее актуальные противоречия между:

- динамичностью социальных, экономических и технологических преобразований в обществе и инертностью системы профессионального образования, не успевающей своевременно и адекватно реагировать на эти изменения;

- возрастающими требованиями к уровню профессиональной подготовки специалистов, информационной и коммуникационной базой и научной разработанностью технологий организации и использования инновационного обучения в современных условиях подготовки специалистов;

- отсутствием механизмов разработки и реализации инновационного обучения и научной обоснованностью ее организации в системе высшего образования.

Выявленные противоречия определили актуальность и тему исследования, проблему, которая и обусловила необходимость разработки концепции, психолого-педагогической инноватики.

Цель данного исследования состояла в теоретико-экспериментальном изучении особенностей развития личности в инновационном образовательном пространстве. В монографии освещаются следующие вопросы:

  1. структура психолого-педагогической инноватики;

  2. проблемы психологической готовности личности к работе в условиях инновационного образовательного пространства;

  3. особенности реализации инновационной деятельности;

3) межличностные отношения субъектов инновационного образовательного пространства;

4) основные направления психолого-педагогической поддержки педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, включенных в создание и распространение новшеств.

Монография представлена следующими главами.

Первая глава содержит описание теоретических предпосылок психолого-педагогической инноватики.

Во второй главе рассматриваются структура инновационной деятельности учителя, ее социокультурные особенности и проблемы осуществления инновационных процессов в условиях Болонского процесса.

В третьей главе представлены направления психолого-педагогической поддержки субъектов инновационной деятельности, особенности психологической готовности личности к восприятию новшеств, стратегий самоутверждения педагогов в инновационной деятельности, позитивных отношений в педагогическом коллективе, психологических барьеров при восприятии новшеств.

В приложениях к монографии содержатся некоторые технологии и программы психологической поддержки личности в условиях инновационного образовательного пространства.